Госдума во втором чтении одобрила отмену экзамена по русскому для части мигрантов
Лента новостей
Третье чтение законопроекта может состояться лишь на следующей неделе — у председателя Госдумы Вячеслава Володина возникли вопросы к работе министерства труда из-за составленного перечня профессий, по которому предлагается приглашать в рамках квоты иностранных специалистов на работу в Россию без прохождения теста на знание русского языка.

Госдума одобрила во втором чтении законопроект об освобождении мигрантов, приезжающих в Россию по квоте, от экзамена по русскому языку. Но третье чтение было неожиданно отложено.
Речь идет о трудовых мигрантах из дальнего зарубежья, которым для прибытия в страну нужна виза. Для их найма правительство выделяет квоту. В этом году по ней могут въехать в Россию чуть больше 230 тысяч. При этом, по данным Минтруда, использована она на данный момент только на четверть.
Но освобождать даже такое количество иностранных специалистов от экзамена по русскому языку депутаты сочли странным. Тем более что в законопроекте прописан список профессий, по которым эти мигранты могут работать, среди них водители, продавцы и соцработники.
«Как они будут работать с людьми, не зная языка?» — возмутился спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании. Он даже попросил МВД присмотреться к работе Минтруда из-за этого списка:
Бизнес ФМ спросила у представителей разных сфер российского бизнеса, какие специальности, по их мнению, допускают для трудовых мигрантов незнание русского языка, а какие однозначно требуют умения говорить на русском.
Директор группы компаний «Русит» по производству текстильной продукции Дмитрий Филиппов:
— Мы сейчас сталкиваемся с тем, что швейные предприятия, на которых работает очень много вьетнамцев, напрягают с тем, чтобы они сдавали экзамен по русскому языку. Как правило, это компактные компании, где работают одни вьетнамцы, они общаются между собой и общаются со швейными машинками. Знание русского языка для них, мягко говоря, не очень востребовано. Их сейчас пытаются учить, но ввиду того, что они практически языком не пользуются, это потраченные время и силы. Поэтому для таких профессий, как швеи в текстильной промышленности, там, где нет общения с клиентами, я думаю, требования по знанию русского языка, неактуальны. Я понимаю, что водитель, продавец, парикмахер и так далее должны знать русский язык, потому что в противном случае вместо модельной стрижки подстригут под горшок и скажут: извини, не понял.
— Где действительно нужны мигранты по квоте?
— Большая потребность на сегодняшний день — это швеи, строители, сельское хозяйство. Там на сегодняшний день без мигрантов, наверное, не обойтись. Как правило, среди иностранцев есть человек, который более-менее владеет языком и он переводит своим коллегам, если что-то непонятно.
***
Гендиректор проектно-строительной компании «Атлант» Дмитрий Минин:
— В строительной отрасли без знания языка работать можно, потому что, как правило, у таких сотрудников есть их бригадиры, которые знают язык и которые ими управляют. Для нашей отрасли это ок.
— А если брать верхнее звено в строительной отрасли?
— Там персонал только со знанием русского языка. Мигранты же затронуты не только в строительной отрасли. К примеру, у нас мигранты затронуты в доставке, в такси. А там без знания русского языка делать нечего.
***
Директор по развитию таксопарка «369» Алексей Гуцуляк:
— Скорее всего, стройка и наши замечательные улицы без знания языка можно подметать, убирать. Что касается автомобилей, тут, наверное, скорее нет, чем да, потому что знание языка и общение с клиентом необходимо. Некритично знание языка, если это действительно хорошие специалисты в части сервисной сферы, то есть обслуживания автомобилей, главное — профессионализм, то есть умение работать с моторами, коробками передач и так далее. Я думаю, что эта история, действительно могла бы быть хорошей для нас, тем более что сейчас очень большая нехватка сотрудников сервисов, именно автомехаников.
— Квоты нужны?
— В нашей области нужны именно для сотрудников сервиса, автомехаников. Я не встречал водителей, которые не говорят хоть как-то на русском языке. У нас есть ребята, несколько человек из Африки, но они прекрасно разговаривают на русском языке.
***
Профессор, хирург, ортопед, травматолог, главный врач клиники «Марс» Андрей Королев:
«Медицина — такая сфера деятельности, где знание языка является строго необходимым. Причем не только для врачей, это, естественно, для медсестер — само собой, но и для младшего медицинского персонала, то есть для санитарок. Теоретически женщины, работающие в клининге, могут не знать языка. Но и это тоже очень тяжело. Мне слабо представляется ситуация, при которой откуда-то завезли каких-то волшебных сотрудников, не знающих специфики, не знающих языка, не знающих культурологических особенностей, и эти волшебные люди начали чудесным образом повышать уровень российской медицины. Без знания русского языка можно, например, класть асфальт, по большому счету, он через месяц начнет понимать слова «право», «лево», «вперед», «назад», «зарплата», «попить», «поесть». Это на любом языке можно научиться за буквально несколько недель. 50 слов — и ты будешь сносно объясняться. Но медицина не рассматривается, поэтому только примитивная работа: берут же людей на сезонные работы — сбор хлопка, сбор клубники. Конечно, есть специальности, где ты не обязан знать русский язык: взял лопату, вот тебе показали сферу деятельности — копаешь от забора и до обеда».
Володин допустил, что третье чтение законопроекта может состояться на последних заседаниях сессии — 22 или 23 июля, с тем чтобы к этому времени от министерства труда поступили комментарии и разъяснения по поводу предложенного перечня.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

