«Яндекс.Маркет» объяснил, почему одни и те же товары могут стоить по-разному
Лента новостей
Редакция Бизнес ФМ проверила жалобы пользователей на то, что маркетплейс показывает разным покупателям разные цены на один и тот же товар. Оказалось, что дело не в модели устройства, а в индивидуальных характеристиках аккаунта. Компания утверждает, что цены формируются с учетом скидок

Маркетплейс «Яндекса» предлагает одни и те же товары разным людям по очень разным ценам. В этом убедились сотрудники редакции Бизнес ФМ, проверяя достоверность сообщений о том, что цена может зависеть от модели устройства, с которого покупатель заказывает товар.
Изначально в Сети стали обсуждать новость о том, что владельцы последних моделей айфонов якобы сильно переплачивают за товары из интернета. Покупатели искали на маркетплейсе набор стаканов: один зашел в приложение с iPhone 15, другой — с iPhone 16 Pro. И разница в цене за один и тот же набор составила почти 700 рублей. А когда они попробовали заказать те же стаканы, зайдя на сайт с компьютера, цена оказалась еще ниже.
Но, заподозрив, что дело не в устройствах, а в разных профилях, сотрудники радиостанции провели эксперимент. Зайдя в приложение «Яндекс.Маркета» с iPhone 16 Pro Max и со стационарного компьютера, но с одного и того же аккаунта, мы выяснили, что цена на товар не меняется. А вот когда мы с коллегами стали просто пересылать друг другу одну и ту же ссылку на случайно выбранный набор стаканов, выяснилось, что разным людям посуда предлагается по очень разным ценам. Разброс — почти вдвое: от 491 рубля до 892 рублей.
С такой же ситуацией столкнулся и техноблогер Валентин Петухов. И дело действительно не в устройстве, говорит он:
Валентин Петухов блогер, основатель ютуб-канала Wylsacom «Сейчас маркетплейсы достаточно мощно усилились по алгоритмам, и, конечно, при формировании предложения учитывается вообще все — что это за покупатель, как давно он на маркетплейсе. Если он новый, его нужно как-то очень сильно обрадовать приятной ценой. Если это уже старый пользователь — его можно немножко и, скажем так, подоить и так далее. Мне думается, что это комплексное решение. Я думаю, что в первую очередь играет роль все-таки история покупок и вообще пребывания на площадке. Потому что кто-то, например, часто отказывается от товаров — и вот через такие механизмы маркетплейсы перекладывают свои издержки как раз на последующие покупки. Мы недавно с коллегой смотрели цену на смартфон — у нас разбег был порядка 8 тысяч рублей, что, на мой взгляд, достаточно прилично. У меня цена была 160 тысяч рублей, у него — 152. Это был «Яндекс.Маркет».
И такое сотрудники Бизнес ФМ заметили действительно только на «Яндекс.Маркете». Ozon и Wildberries предлагали один и тот же товар всем по одной и той же цене (проверяли на тех же стаканах). В пресс-службе «Яндекс.Маркета» объяснили эту странность так:
«Для всех покупателей «Маркета» установлена единая базовая цена на каждый товар, которая отображается рядом с итоговой ценой — зачеркнутая и выделенная серым цветом. Ее устанавливает продавец и может менять в любое время, а также устанавливать дополнительные скидки и акции для покупателей. Кроме того, «Маркет» предлагает разнообразные программы скидок: по карте Альфа-банка, через «Яндекс.Пэй», для новых пользователей, а также персональные скидки».
Однако кандидату юридических наук Андрею Филину это объяснение показалось неубедительным:
Андрей Филин кандидат юридических наук «У нас есть понятие публичного договора. Публичный договор предполагает, что те договоры, которые заключаются между профессиональным предпринимателем и потребителем, покупающим товары для личных, семейных, бытовых и так далее целей, должны заключаться для всех на равных условиях. Организация не имеет права отказывать в заключении договора, не имеет права давать какие-то индивидуальные преимущества и не имеет права устанавливать разные цены для разных покупателей. Поэтому с каждым, кто обращается, публичный договор должен быть заключен на одинаковых условиях. Здесь же есть явно какие-то привилегированные группы, причем эти самые группы не являются как-то социально очерченными — просто для разных людей предоставляют разные условия».
Так что владельцы последних моделей айфонов могут выдохнуть — их, как отдельную группу, хотя бы тут не дискредитируют.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

