16+
Четверг, 10 июля 2025
9 июля 2025, 21:14 Право

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о регулировании маркетплейсов

Лента новостей

У ряда депутатов было свое мнение о том, как надо регулировать маркетплейсы. Документ вызвал бурное обсуждение в нижней палате

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Госдума приняла в первом чтении законопроект о платформенной экономике. Правительственный документ представлял глава Минэкономразвития Максим Решетников. Он заранее извинился за возможные процедурные ошибки, объяснив это отсутствием опыта. «Это первый закон, который я представляю в Государственной думе», — сказал министр. И сразу получил замечание от спикера нижней палаты Вячеслава Володина. Тот посоветовал не извиняться, а разобраться в регламенте.

В ходе выступления Решетников рассказал, что маркетплейсы уже сейчас обеспечивают около 5% ВВП России и в дальнейшем эта цифра будет только расти. По словам министра, платформы позволяют оптимизировать хранение товаров, логистику, существенно сокращают число посредников в экономике. В общем, одни плюсы.

У депутатов, однако, накопилось много вопросов и к самим маркетплейсам, и к тому, как правительство предлагает регулировать их деятельность. Так, независимый депутат Евгений Марченко рассказал, что цифровые платформы убивают традиционный офлайн-ретейл. Магазины закрываются, потому что в них никто не ходит. Максим Решетников ответил:

«Когда мы говорим, что платформы способствуют развитию экономики, способствуют структурным изменениям, это всегда значит, что они более конкурентные, а значит, кто-то конкуренцию проигрывает. Если небольшие магазины не могут выдержать конкуренцию с сетями доставки, потому что в сетях доставки, в маркетплейсах больший набор товаров, меньше цены, быстрее доставка, есть курьерская доставка, тогда возникает вопрос: должны ли мы поддерживать такие рабочие места? Потому что там выше цены, мы же с вами хотим, чтобы инфляция снижалась, и там меньше заработная плата людей, а мы с вами хотим, чтобы заработная плата людей росла. Поэтому мы понимаем, что такие моменты могут быть. У нас есть системы поддержки предпринимателей, мы готовы переориентировать такие рабочие места в производственную сферу, там у нас не хватает людей».

Все тот же депутат Марченко сообщил о сверхдоходах, которые, по его мнению, есть у маркетплейсов и которые можно изъять.

Другой депутат — Бийсултан Хамзаев — заявил, что все покупатели должны платить за один и тот же товар одну и ту же цену. О разнице в ценах для разных пользователей накануне рассказывала Бизнес ФМ.

«Подготовил обращение, как договорились, относительно того, чем занимаются отдельные цифровые платформы. Когда они для отдельных потребителей, для тех, кто покупает товары, завышают цену в два раза, анализируя закрытые данные, которые они имеют, с точки зрения активности аккаунтов, того, у кого какие финансовые возможности. Значит, один и тот же товар от одного и того же продавца могут поднять в цене в два раза. Такая форма неприемлема, я это назвал экономической сегрегацией, нарушается публичный договор. И в этой части важно, чтобы цена для всех была одинакова».

Другими словами, депутат Хамзаев выступил за ликвидацию существующих программ лояльности маркетплейсов, которые предлагают индивидуальные скидки покупателям.

Член фракции КПРФ Владимир Гутенев предложил ограничить 10% максимальный размер скидки на маркетплейсах. Хотя в законопроекте ограничение на участие селлеров в распродажах уже прописано. Недавно представители традиционного ретейла и некоторых интернет-магазинов направили письмо в правительство, парламент и администрацию президента, предложив ограничить и скидки самих площадок. Но, как заявлял Бизнес ФМ представитель Минэка Владимир Волошин, разработчики законопроекта пока не считают нужным вводить такое ограничение. К рассмотрению этого вопроса можно вернуться позже.

Обсуждение в Госдуме законопроекта о регулировании маркетплейсов было бурным, но не всегда конструктивным. Что, в общем, стоило ожидать. Продолжает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:

Михаил Бурмистров Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» «Законопроект готовился очень долго, подходили к нему очень взвешенно. Работали и представители традиционного ретейла, и представители онлайн-ретейла, и представители маркетплейсов — кто только не работал над этим законопроектом в плане консультационной помощи. Поэтому то, что подавляющее большинство депутатов не способны глубоко разобраться в законопроекте и предложить в него взвешенную разумную правку, — это абсолютно логично, потому что за этим стоит многолетняя работа, которая уже, в общем-то, проделана. И то, что вокруг этого существует определенный хайп, — это нормальная история. Понятно, что законопроект очень сложный, это один из самых сложных законопроектов, который готовился и проходил через Государственную думу, поэтому то, что вопросов много, то, что какие-то вещи обсуждаются, нормально».

Депутаты в целом согласились с тем, что законопроект о платформенной экономике требует доработки. И проголосовали за его принятие в первом чтении.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию