В начале 2025 года в России сильно сократились торговые площади гипермаркетов
Лента новостей
Эксперты отмечают, что это общемировой тренд: с развитием сервисов доставки покупатели больше не заинтересованы в посещении гипермаркетов, в которых совершаются покупки впрок и тратится много времени. Многие российские торговые сети планируют развивать магазины маленького формата, отказываясь от больших торговых площадей

В начале года в России рекордно сократились торговые площади гипермаркетов. Общее число магазинов этого формата с учетом закрытий и открытий снизилось на 12 торговых точек — до 1019, следует из отчета Infoline. Это самое сильное снижение с 2018 года — тогда компания начала следить за динамикой.
Для сравнения, в прошлом году закрылся всего один магазин такого формата.
Одной из причин подобных цифр стало закрытие всех 11 гипермаркетов сети Selgros, которая перешла от австрийского владельца российской компании «Ароса» в прошлом году.
Но основной причиной все-таки является желание ретейлеров оптимизировать свои торговые площади, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:
Михаил Бурмистров гендиректор «Infoline-аналитики» «Развитие крупных форматов замедляется, и это касается и ТЦ, и гипермаркетов. Объекты определенные закрываются, идет история с сокращением площадей. Россию эта история также абсолютно затрагивает, Россия, как и прочие страны, сталкивается с сокращением рождаемости и увеличением количества одиноко проживающих россиян. И понятно, что основная миссия, которая удовлетворяется в гипермаркете, покупательская, — это закупка впрок, она стала менее актуальна. Почему? Потому что сами по себе домохозяйства меньше — это раз. Второй момент мы видим, что в условиях, когда безработица находится на исторических минимумах, а доходы россиян растут, они, конечно, хотят свое сокращающееся свободное время использовать для каких-то более позитивных историй, чем ходить по гипермаркету, потом грузить это все в машину, везти обратно и так далее. Сейчас мы видим, что произошло определенное ускорение этого тренда, и в первом квартале у нас произошло достаточно масштабное сокращение количества гипермакетов, площадей. Это опять-таки объективная реальность, многие гипермаркеты оптимизируют площади сейчас, открываются на их части площадей дарксторы, часть площадей сдаются в субаренду, открываются более маленькие гипермаркеты, закрываются более крупные. Поэтому в целом вот этот тренд, конечно, сохраняется, и в целом он будет, естественно, усиливаться. Если говорить о конечных ключевых драйверах развития гипермаркетов, здесь мы видим, что, во-первых, есть потенциал открытия дарксторов и увеличения онлайн-продаж, хорошая, очень такая позитивная история. И с другой стороны, мы видим, что есть перспективы, связанные с более компактными форматами, с открытием на площадях гипермаркетов заведений общественного питания. То есть в этом плане такие моменты действительно могут позволить долю формата снимать, снижать несколько медленнее».
Ранее в сети «Магнит» заявили о планах увеличить число магазинов «у дома» и открыть ультрамалые магазины «Заряд от Магнита». Уже в прошлом году ретейлер закрыл 31 крупную торговую точку, а с начала года по апрель 2025 года — еще более десяти.
Также «Магнит» в рамках этой стратегии, по данным газеты «Коммерсантъ», рассматривает вариант продажи своих гипермаркетов — покупателем может выступить сеть «Лента». Переговоры о сделке уже ведутся, но детали пока не раскрываются.
О перспективах сделки в условиях общего тренда на оптимизацию рассуждает партнер NF Group Марина Малахатько:
Марина Малахатько партнер NF Group«Вообще мировой тренд того, что гипермаркеты сокращают свои форматы и перемещаются ближе к домам своих покупателей или к офисам, — это факт. Однако же есть и тренд, скажем так, против течения. Отдельно взятые сетки, которые умеют и хорошо чувствуют себя в больших форматах, наоборот, продолжают развивать большие форматы. Это точно не какой-то бешеный темп развития, открыть гипермаркет, тем более большой площади, — это достаточно капиталоемкая история. Но тем не менее некоторые торговые сети чувствуют себя хорошо в формате гипермаркет, например немецкая сеть «Глобус» также себя чувствует прекрасно в России именно в крупном формате. Если же мы говорим про «Ленту», то у «Ленты» тоже получилось откалибровать свой формат таким образом, что гипермаркетов «Лента» не боится. Они чувствуют себя хорошо в этом формате и видят рост выручки именно в этом сегменте. Другое дело, я почти уверена, что, если даже эти слухи подтвердятся, что «Лента» смотрит на приобретение гипермаркетов или части гипермаркетов «Магнит», я все-таки думаю, что речь идет о каких-то точечных конкретных сделках в определенных регионах, где у «Ленты» нет полного покрытия населения или вообще в принципе они в эти регионы не добрались, и взаимодействовать с «Магнитом» насчет отдельно взятых точек. Это выглядит более здраво, потому что у «Магнита» же тоже большое покрытие и достаточно большая сетка. А если уж «Магнит» сфокусирован на развитии своих форматов «у дома», то есть мини-маркетов, а «Лента», наоборот, хочет презентоваться именно в больших форматах, то логично выглядит именно выбор определенных конкретных площадок в определенных конкретных регионах, а не приобретение всей недвижимости, которая есть у «Магнита», которая, конечно, исчисляется десятками и сотнями тысяч метров. И при этом, естественно, оценка этой недвижимости тоже потребует существенных инвестиций в приобретение всего портфеля».
Малые форматы магазина «Вкусвилл» начали появляться еще два года назад, тогда же формат начал тестировать и «Магнит», открыв «Магнит рядом».
Но тренд затрагивает не только федеральных, но и региональных российских ретейлеров. Так, например, уменьшить свои фирменные магазины решил крупный уральский производитель продуктов питания «Ситно». В мае компания уже открыла магазин в Магнитогорске в новом формате и в течение года планирует так поступить с остальными — всего в сети их 80.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

