16+
Пятница, 14 марта 2025
12 марта 2025, 15:52 Компании

На маркетплейсах может появиться самозапрет на покупки

Лента новостей

Минэкономики готово внедрить такую функцию, но торопиться ведомство не планирует, уточнил Владимир Волошин в интервью «Бизнес FM». Какие плюсы и минусы этой инициативы?

Фото: Zuma/ТАСС

Обновлено в 16:57

Минэкономики готово внедрить самозапрет на покупки на маркетплейсах или хотя бы лимит на покупки. По примеру самозапрета на кредиты, который можно вводить на «Госуслугах» с 1 марта. Такое предложение в министерство поступило из Госдумы.

Пока это предлагается как совместный с маркетплейсами эксперимент. В его рамках пользователи смогут добровольно подключить эту функцию для оценки ее эффективности. И настраивать самостоятельно параметры ограничения, в том числе сумму лимита, категорию товаров и время действия запрета.

Но торопиться ведомство не планирует, уточнил в интервью «Бизнес FM» директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин:

Владимир Волошин директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России «Важно отметить, что в настоящий момент какого-либо госрегулирования либо подготовки проведения эксперимента, связанного с введением самозапрета по ограничению количества покупок на маркетплейсах, не проводится и не планируется. При этом поступившая инициатива по-своему заслуживает внимания. В настоящий момент мы проводим работу по разработке законопроекта, и к нам поступило несколько сотен предложений, и мы рассматриваем максимально детально каждое из тех, которое направлено на защиту интересов потребителей. При этом торопиться не следует, следует посмотреть, как работают схожие механизмы: например, проанализировать опыт и правоохранительную практику по механизму самозапрета по потребительским кредитам, и далее совместно с коллегами, с представителями отрасли, с маркетплейсами, экспертным сообществом уже определяться, нужны ли какие-то дополнительные меры в части того, чтобы прямо в законе зафиксировать решение, определяющее, ограничивающее или помогающее гражданам, которые не могут остановиться и покупают слишком много».

Сами онлайн-площадки отказались комментировать эту инициативу. Отнесутся они к этому предложению негативно, считает генеральный директор консалтинговой компании Goоmni Ефим Алдухов:

— Депутаты переживают, что есть люди, которые очень много покупают на маркетплейсах и затем об этих покупках сожалеют, думаю, это основной контекст. Плюс еще проблема того, что иногда дети могут делать заказы из личных кабинетов родителей. Это единственная мотивация, которая может быть потенциально.

— Есть ли плюсы и минусы данной инициативы?

— С точки зрения пользы и вреда честно скажу, что инициатива выглядит крайне сомнительной, потому что запрет на маркетплейсах не поможет людям, которые совершают импульсивные покупки и не могут ограничить себя в шопинге, они будут совершать покупки другими способами. Здесь вопрос в борьбе с зависимостью, нежели в самозапрете. А если говорить про вред, большого вреда я не вижу, единственное, люди будут активно включать и выключать себе эти самозапреты, и будет больше суеты, чем пользы. Инициатива выглядит избыточной, смысла в ней нет, человек объективно может сделать, получить товар в пункте выдачи и в любой момент его вернуть в течение срока, установленного по закону. Во-вторых, не обязательно забирать то, что человек заказал. Да, есть проблемы со стороны продавцов, связанные с тем, что оплата услуг логистики в любом случае взимается, потенциальные продавцы от этого могут что-то выиграть, но я сильно сомневаюсь, что это будет массовая услуга.

— А с точки зрения маркетплейсов, как сами площадки к этому отнесутся?

— Отнесутся негативно, потому что пользы или вреда от этой инициативы скорее нет, а кучу айтишных доработок надо будет делать, чтобы это реализовать.

У самозапрета на кредиты цель — борьба с мошенниками. А тут получается некая борьба с собой. Смысл не очень понятен, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:

Артем СоколовАртем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) «У россиян обычное, не отклоняющееся от нормального поведение. В основном в интернете заказывают продукты питания, они находятся на первой строчке — это примерно 17% от всех покупок. Популярными являются и одежда, и обувь, и бытовая техника, и гаджеты, и товары для дома, и товары для детей, и автозапчасти, и автоаксессуары, и инструменты, и лекарства, и многое другое. Вряд ли можно сказать, что тут человеку нужно себя в чем-то из этого ограничивать. Если посмотреть на то, как устроен рынок интернет-торговли, 76% всех онлайн-продаж приходится на регионы нашей страны, именно в регионах люди тратят больше на покупки в e-Commerce, именно в регионах происходит наиболее интенсивный рост продаж. Например, Чукотка, Магадан, Алтай, Камчатка, в некоторых из этих регионов доля интернет-продаж стремится уже к 40%. И для жителей этих регионов онлайн-канал — это возможность приобрести необходимые товары, возможность сделать выбор из широкого ассортимента, который физически обычно бывает доступен только в крупных городах. Поэтому, если говорить про самозапреты, которые, например, сейчас действуют на кредиты, микрозаймы, то у этих инициатив было понятное целеполагание — борьба с мошенничеством, однако даже и на эти действующие нормы нужно внимательно смотреть с точки зрения их правоприменения».

С 1 марта в России действует закон, позволяющий гражданам устанавливать самозапрет на выдачу кредитов. Соответствующее заявление можно подать через МФЦ или портал госуслуг.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию