16+
Среда, 25 июня 2025
24 июня 2025, 19:47 Право

Водителей начнут лишать прав при выявлении опасных диагнозов вне медкомиссий

Лента новостей

Информация о наличии у человека заболеваний, несовместимых с управлением автомобилем, будет направляться в ГАИ после любого медосмотра, диспансеризации и даже после простого визита в поликлинику. Гражданину дадут месяц на лечение и подтверждение выздоровления, после чего права могут вернуть

Фото: Андрей Рубцов/ТАСС

Госдума разрешила лишать прав водителей, у которых проблемы со здоровьем были выявлены между регулярными осмотрами. Сейчас такие комиссии проходят раз в десять лет, однако депутаты согласились с тем, что ГАИ должна получить доступ к актуальным данным о состоянии здоровья водителей.

Законопроект, принятый сразу во втором и третьем чтениях, предполагает, что водительские медкомиссии подключат к единой базе Минздрава, куда клиники — и государственные, и частные — уже отправляют информацию о пациентах. На данный момент у ГАИ нет доступа к этой системе. После вступления закона в силу он появится. И получается, что если гражданин просто обратится в больницу с какой-то жалобой и в процессе ему поставят диагноз, несовместимый с нахождением за рулем, — права у такого гражданина могут забрать. Продолжает первый зампред комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев:

Павел Федяев первый зампред комитета Госдумы по транспорту «За десять лет много может что произойти. У человека могут появиться заболевания, которые не позволяют транспортным средством управлять. И как раз этот законопроект прописывает, что нужно после наступления этих событий делать. Принципиально. Происходит выявление на этапе вот этого не десятилетнего осмотра. Человек может проходить другой медосмотр, в процессе которого происходит выявление. Дальше он отправляется на полный медосмотр в лицензируемую клинику. Информация эта передается в единый государственный реестр, чтобы от медиков потом результат попал в МВД. И после этого, если подтверждается, то лишение до того момента, пока человек не вылечится, соответственно».

На это гражданину дадут месяц. Если за это время он вылечится и сможет это доказать — права вернут. Эксперты, с одной стороны, согласны с тем, что выявлять заболевания, несовместимые с ездой за рулем, нужно оперативно. Так безопаснее для всех. С другой стороны, некоторые собеседники Бизнес ФМ предлагают актуализировать и сам список диагнозов, с которыми за руль садиться нельзя. Он не менялся уже более десяти лет. Помимо понятных диагнозов, таких как алкоголизм и наркозависимость, правительственное постановление от 2014 года подразумевает, что водить автомобиль нельзя человеку с расстройствами настроения, к которым, согласно классификатору, относятся в том числе депрессии разной этиологии, биполярные, тревожные и панические расстройства, фобии и так далее. Получается, что у людей с такими диагнозами должны изъять права.

Менее двух лет назад Агентство стратегических инициатив публиковало исследование, согласно которому почти 15 млн жителей России на тот момент находились в состоянии глубокой депрессии. Это почти 10% от всего населения страны. Но исследования и статистика по официально поставленным диагнозам — вещи, сильно отличающиеся друг от друга. Так, по данным Минздрава, по состоянию на 2023 год в России с диагнозами психических расстройств или расстройств поведения числились около 4 млн человек.

У экспертов есть и другие замечания к данной инициативе. Это и опасения, что люди станут меньше ходить по врачам, и вопросы коррупционных рисков. При этом из вида выпадает еще один очень важный элемент, говорит член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:

Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта» «Тут, на мой взгляд, важная тема — это люди золотого возраста, потому что в последние годы и десятилетия мы наблюдаем, что все больше очень пожилых людей остаются за рулем, продолжают водить машину. При этом существуют определенные изменения и в физиологии, и в работе мозга, которые делают процесс вождения с возрастом все более затруднительным. Вот здесь во всех странах это глобальная тенденция. Не российская, а всеобщая. Здесь во всех странах возникает вопрос: а как регулировать этот процесс? Врачи боятся ставить такие диагнозы, которые приводят к лишению водительских прав, потому что старики на них жалуются, и кому хочется связываться? А с другой стороны, за руль садятся люди, у которых время реакции больше среднестатистического в разы. Что с этим делать — до конца непонятно, но смотреть в этом направлении и как-то развивать законодательное регулирование в этой области, конечно, необходимо. Потому что с возрастом, с ростом продолжительности жизни эта проблема будет только усугубляться».

Возвращаясь к документу, принятому Думой в третьем чтении: в случае принятия закона он вступит в силу с 1 марта 2027 года.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию