Бизнес столкнулся с трудностями из-за новых правил по персональным данным
Лента новостей
С 30 мая в России резко увеличились штрафы за нарушения в сфере обработки персональных данных. Это касается практически любого бизнеса, поскольку речь идет не только о данных клиентах, но и о сотрудниках. Все ли руководители компаний оказались готовы к обновлению закона? И как особое внимание к защите данных уже сейчас влияет на бизнес?

Штрафы за нарушения в сфере персональных данных с сегодняшнего дня сильно выросли, в некоторых случаях — в 60 раз. Накануне увеличения штрафов многие предприниматели столкнулись с проблемами при подаче заявлений на обработку данных в Роскомнадзор, пишет Forbes. В ведомстве подтвердили сбои в работе сайта, объяснив это большим наплывом желающих.
Уведомление об обработке данных должны подавать практически все бизнесмены и компании, где работает больше одного человека, поскольку речь идет не только о персональных данных клиентов или партнеров, но и сотрудников. По словам юристов, это касается и самозанятых — если они записывают и хранят чужие данные. Раньше за нарушения грозил штраф от 3 тысяч до 5 тысяч рублей для юрлиц и ИП. Но теперь сумма составляет от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
Массажист Виктор Острадчук работает как индивидуальный предприниматель, выезжает к клиентам на дом. Чтобы разобраться, нужно ли ему регистрироваться как оператор персональных данных, он позвонил на горячую линию Роскомнадзора:
Виктор Острадчук массажист «Они сказали, что мне не требуется регистрироваться в реестре операторов по обработке персональных данных, так как моя деятельность не подходит под это. То есть если бы на меня работали сотрудники, и у меня был бы салон красоты или студия, где я бы уже вел учет, то да. А так как я индивидуальный предприниматель, я работаю сам на себя, то мне сказали, что если вы имя клиента записываете в телефонную книгу, это не является конфиденциальными данными. Считается, что штраф может прийти, только если вы распространяете конфиденциальные данные без согласия клиента».
На 30 мая в соответствующем реестре Роскомнадзора было 1 млн 176 тысяч записей. Перед вступлением в силу новых правил многие не могли отправить на сайте РКН уведомление о начале обработки персональных данных — нужная страница «легла» из-за наплыва.
Гендиректор гостиницы «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге Ольга Киселева только в ночь на 30 мая смогла зайти на сайт, чтобы удостовериться, что ее компания в реестре — она вступила в него в 2022 году. По ее словам, проверок со стороны регулятора не было. Но бюрократической работы прибавилось:
— Это касается всех сотрудников?
— Есть сотрудники ресторана — повара — никак к получению, обработке и хранению персональных данных от гостей не относятся. Другие сотрудники, даже те же официанты, уже попадают под этот закон. Мы просто ввели дополнительные бланки, в которых мы всегда спрашиваем у гостя согласие на обработку или несогласие. Рутинная, бюрократическая работа — ее просто прибавилось.
Сеть ресторанов «Теремок» в реестре уже давно, рассказывает ее основатель и управляющий Михаил Гончаров. Перед вступлением в силу новых правил юристы обнаружили, что нужно подать документы еще и на IT-компанию, которая разрабатывает кассовое программное обеспечение для «Теремка». Уведомление оформили за два часа. По словам Гончарова, пока усиление внимания к защите данных не сильно сказывается на бизнесе:
Михаил Гончаров основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» «Нет, в принципе, работа как шла, так и идет. Просто вопрос в том, чтобы люди осторожнее относились к персональным данным. Просто сейчас это втройне важно ввиду вот этих звонков жуликов, которые вымогают деньги, и всяких других опасностей, которые подстерегают в принципе простого человека».
Одна забытая «галочка» под формой на сайте может обернуться штрафами в десятки, а то и сотни тысяч рублей. Генеральный директор туроператора «Пантеон» Анатолий Гаркушин говорит, что его компания вступила в реестр полгода назад. Главное, что сейчас должны делать сервисы в работе с клиентами — брать согласие на обработку данных, отмечает он:
Анатолий Гаркушин генеральный директор туроператора «Пантеон» «Главное — дать-взять согласие на обработку, и оно у нас во всех договорах есть. У нас договор оферты, и там везде галочка. Без этого договор оферты не будет действителен. Бронирование без этого не может пройти, если не поставить галочку, что согласен с обработкой персональных данных — это у многих онлайн-агентов ведь такое есть».
Многие предприниматели пока не ожидают в июне начала масштабных проверок со стороны Роскомнадзора. Скорее, внимание ведомства будет привлечено, если случится утечка. И тут не застрахован никто — достаточно вспомнить пример «Яндекс Еды», когда в 2022 году в Сети оказались номера телефонов, имена и адреса пользователей сервиса.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

