16+
Пятница, 27 июня 2025
25 мая 2025, 16:22 Общество

С 1 сентября 2025 года обществознание не будет преподаваться в шестом-седьмом классах

Лента новостей

Изучение этого предмета продолжится только в восьмом-одиннадцатом классах. Об изменении в программе преподавания обществознания Минобразования объявило год назад, и среди педагогов до сих пор нет единого мнения, пойдет ли изменение на благо школьникам и изучению предмета

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Обществознание исключат из школьной программы шестых-седьмых классов с 1 сентября 2025 года, заявило Министерство просвещения России. Изучение этого предмета продолжится только в восьмом-одиннадцатом классах. Уточняется, что переход на новые программы по этой дисциплине будет происходить постепенно в течение двух лет. Для чего это делается? И правильная ли это мера по изменению школьной программы? «Бизнес FM» спросила об этом учителей и директоров школ:

Директор лицея № 369 в Санкт-Петербурге, председатель Ассоциации молодых педагогов России, член Общественной палаты Константин Тхостов:

«Мы возвращаемся к истокам своих традиций, к советской школе. Обществознание было уделом уже повзрослевших ребят, начиналось с девятого класса. Восьмой, девятый, десятый класс ценз был возрастной, который позволял ребенку-подростку постигать знание общества. То, что произошло в 1990-е, совершенно, на мой взгляд, неоправданное расширение учебного плана и введение этого курса обществознания в пятый, шестой, седьмой, восьмой классы, мы размазали, грубо говоря, вопросы, а знания детям по большому счету и не дали. Все абсолютно закономерно, логично. Важно, что эти часы не уйдут куда-либо в параллельную историю, а они будут переданы на предмет «история», которой крайне не хватает. Очень важно, чтобы наши ребята понимали в первую очередь всю историческую целостность нашего общества, а дальше уже изучали все его каноны, повзрослев и встав на уже понятные пути своего развития. Это постановление того здравого смысла, который в школе должен иметь место. Каждому возрасту свои предметы, потому что мы можем, конечно, химию изучать с первого класса, но толку с этого будет немного. Курс обществознания абсолютно спокойно можно упаковать в три года, а не размазывать по всей второй и третьей ступени, по несколько раз повторяя одно и то же».

Учитель русского языка и права, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий:

«Сокращение часов на курс обществознания было заявлено год назад. Мне кажется, что во многом это связано с появлением новой программы и учебников, в которых предлагается другая разбивка по часам и по темам. Год назад это вызвало серьезные возражения специалистов вузовских, которым придется учить не подготовленных в школе детей, и школьных учителей. К сожалению, учителей и ученых не послушали, новые учебники, вероятно, будут активно внедряться. При этом о качестве понимания детьми социальных наук — права, экономики, политологии, философии — говорить вряд ли можно будет. Количество часов на эти предметы в среднем звене резко сокращено, в то время как именно в этом возрасте 14-15 лет дети наиболее готовы к восприятию серьезных наук об окружающей жизни. В десятом-одиннадцатом классе, когда предлагается в основном изучать обществознание, дети уже думают исключительно о поступлении, о поиске места работы. Поскольку все социальные науки — это науки, все-таки связанные с мировоззренческими вещами, то мне кажется, что такая переделка программы не оправданна».

Директор центра образования «Царицыно» № 548 города Москвы, народный учитель России Ефим Рачевский:

«Это достаточно сложная дисциплина, это некий симбиоз элементов политэкономии, философии общества, философии природы, социологии и так далее. И ребятам — шестой, седьмой класс для них абсолютно все вещи носят абстрактный характер, поэтому очень сложно достичь понимания. А поскольку к восьмому классу они уже оснащены достаточно существенными понятиями из такой дисциплины, как история, литература, лингвистика и так далее, то это решение абсолютно рациональное. Идет перераспределение программы, и она становится более возрастосообразной».

В то же время обществознание остается самым популярным предметом по выбору на ЕГЭ. В этом году его намерены сдавать 42% всех выпускников школ.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию