16+
Среда, 25 июня 2025
22 апреля 2025, 22:02 Общество

Минобразования предлагает вернуть в школы оценки за поведение

Лента новостей

Опросы показывают, что большинство родителей и учителей высказываются за возвращение аттестации за поведение, однако механизм ее введения, критерии оценки и взаимодействие учителей с родителями требуют особого обсуждения, считают учителя

Фото: Дмитрий Неумоин/Фотобанк Лори

В российские школы хотят вернуть оценки за поведение. Разработку соответствующего законопроекта анонсировал министр просвещения Сергей Кравцов. Ранее Владимир Путин заявил, что если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что-либо влияла. Учителя, опрошенные «Бизнес FM», пока отнеслись к этой инициативе с большой осторожностью.

В нескольких регионах оценка за поведение может появиться уже в начале следующего учебного года, заявлял ранее Сергей Кравцов. Пока в режиме эксперимента. Оценки за поведение выставлялись в школах Российской империи и СССР, но в 1989 году их отменили. Перспективы возврата оценок за поведение в школы обсуждаются уже довольно давно. И, по данным опроса Superjob, большинство учителей и родителей выступают за. Конкретно 65% опрошенных родителей и 85% педагогов. А вот собеседники BFM из числа учителей не уверены в необходимости таких оценок. Комментирует преподаватель математики из Челябинска, автор канала «Математика и фокусы» Петр Земсков:

Петр Земсков преподаватель математики из Челябинска, автор канала «Математика и фокусы» «Мне такой инструмент не нужен. Я порой не знаю, что по математике поставить, а уж за поведение... По крайней мере, на моем уроке ученик знает, что можно, что нельзя. Мой авторитет как учителя-предметника невероятно высок. Мне достаточно просто повернуться в эту сторону, чуть-чуть поставить брови домиком, и мне этого достаточно. Чтобы мне ставить еще оценку как инструмент — я не вижу в этом смысла».

Почти все наши собеседники вспоминали собственный опыт обучения в советских школах и признавали, что оценки за поведение вкупе с возможностью исключения школьников из пионеров и комсомольцев действительно помогали поддерживать дисциплину в образовательных учреждениях. Сегодня у школ таких инструментов нет. В марте глава СПЧ Валерий Фадеев предложил не допускать детей с «неудом» по поведению к госэкзаменам.

Идея спорная, но обсудить ее стоит, считает учитель истории и обществознания гимназии № 9 города Химки Григорий Назаров:

Григорий Назаров учитель истории и обществознания гимназии № 9 города Химки «Если ребенок, который, допустим, находится на учете, по окончании девятого класса с аттестатом в руках приносит документы, положим, в профессиональное среднее учебное заведение, то это учебное заведение может отказать в приеме документов, потому что нравственный мир этого ребенка ставит большие вопросы. И его, в общем говоря, по закону могут не зачислить. Де-факто это и сегодня влияет, это просто нечастая история. Если погружать это в пространство оценки, ну, то есть, допустим, насколько оценка за поведение влияет на получение аттестата в девятом и одиннадцатом классах или на учебное окончание конкретного года, здесь я тоже вот так сразу не готов сказать. Это очень большой и спорный вопрос, дискуссионный. Нужно учитывать разные позиции, разные видения, но я 100% соглашусь с тем, что нам надо это обсуждать».

А учительница начальных классов одной из московских школ Елена Андреевна опасается, как бы система оценок за поведение школьников не навредила учителям. По ее мнению, для реализации этой инициативы нужна очень крепкая законодательная база:

«У нас очень сильное родительское лобби в стране. У нас «яжематери»-истерички, которые съедят заживо, только чтобы не трогали «сыночку-корзиночку». Система не очень продумана, это надо очень законодательно серьезно подойти, насколько школа может это делать, потому что для некоторых родителей это плевок в лицо, сказать, что прилежание не отличное, а посредственное или хорошее. Если будет законодательная база точная, что учителю ничего не будет, потому что все боятся родителей. Мама адвокат, мама нотариус, мама юридически подкованная и грамотная, напишет на 40 листах, в чем учитель неправ, и да, она докажет. Учитель априори не прав у нас».

И об этом, по словам Елены Андреевны, хорошо знают не только родители, но и дети, и умело этим пользуются.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию