Как связаны длина юбки и высота каблука с состоянием экономики?
Лента новостей
Среди многих экономических теорий и подходов выделяется срез самых разных «индексов», коррелирующих с модой и красотой. Разберемся, насколько они показательны и правомерны

Так называемых индексов, фиксирующих корреляцию между потребительским поведением и состоянием экономики, достаточно много, и каждая эпоха придумывает свои. Один из самых свежих — индекс сумки. Он в конце прошлого года завирусился в TikTok. Суть в том, что чем актуальнее становятся большие сумки, тем экономическая ситуация нестабильнее. Вспомним и другие самые известные индикаторы.

Индекс помады. Его придумал глава Estee Lauder Леонард Лаудер в 2001 году. Согласно этой теории, когда наступают трудные для экономики времена, женщины начинают скупать косметику, в том числе и красную помаду. Объяснение простое: одежду, сумки и прочее покупать становится накладно и остается радовать себя доступной роскошью. Одним из подтверждений теории считается мировой рост продаж в индустрии красоты в кризисном 2008 году.

Индекс подола (Hemline Index). Он был выведен американским профессором Джорджом Тейлором в 1926 году. Суть в том, что якобы чем хуже экономическая ситуация, тем длинее становятся модные юбки и наоборот. В те времена такую закономерность профессор объяснял тем, что в кризисные эпохи женщины не могут позволить себе дорогие чулки и прячут их под юбками. И правда, во времена великой депрессии длинные юбки снова были в тренде после моды на среднюю длину эпохи «ревущих» 20-х. А в 60-е годы, на волне экономического роста дизайнер Мэри Куант изобрела мини-юбку и популяризировала ее.

Индекс каблука. Этот маркер был предложен экспертом из IBM Тревором Дэвисом в 2011 году на базе данных соцсетей. Согласно отчету получилось, что если каблук становится ниже, то экономическая ситуация улучшается, а чем он выше, тем она хуже. Объяснение тут может быть психологическое: когда все плохо и трудно, женщины хотят поднять себе настроение, например буквально «поднимаясь» на высоких шпильках. Один из каблучных рекордов, кстати, был замечен в 2009 году — когда 15-сантиметровые шпильки, к которым прилагались еще и большие платформы, были на пике моды.

Есть, кстати, и «мужские» индикаторы. Один из них принадлежит американцу Алану Гринспену, экс-председателю Федеральной резервной системы, который предположил (дело было в 70-е годы), что в кризисы падают продажи мужского белья, — предмета первой необходимости, который при стабильной экономической ситуации продается в плюс-минус одних и тех же объемах. Еще один «мужской» показатель — индикатор галстука (чем он уже, тем все хуже).

Если обратиться к модным тенденциям, то можно видеть, что в моде узкие галстуки, также последние сезоны во всем мире набирают популярность высокие каблуки, большие сумки (тоуты и другие), и юбки становятся не просто длинными, а иногда и пышными, вычурными. Помада? Тоже вписывается в этот логический ряд. Несмотря на тренд на «чистое лицо», эксперты отмечают важность акцента, которым может быть она — красная помада.
Значит ли это, что мировая экономика в глубоком кризисе?
Не стоит слишком серьезно относиться к индексам, уверены эксперты, ведь под красивую теорию можно подвести любые умозаключения.
Светлана Падерина аналитик моды, ведущая телеграм-канала «Люди и одежда» «Причины тренда всегда сложнее и объемнее, хотя здравое зерно в таких рассуждениях есть. Смотрите сами. После Второй мировой войны Кристиан Диор создал знаменитый new look — роскошные женственные платья, на которые уходили десятки метров тканей. Да, Диор тосковал по канонической женственности довоенных лет, но была и более прагматичная причина: деловой партнер дизайнера продавал текстиль, и ему необходимо было восстановить бизнес после войны. В США даже проходили митинги против такой расточительной моды, однако женщины, во-первых, соскучились по красивым образам, во-вторых, нуждались во внимании мужчин, которых в Европе стало существенно меньше, и потому тренд прижился».
Впрочем, комментируя всплеск моды на мини-юбки в 60-е годы, Падерина подчеркивает, что дело тут не в экономическом росте:
«Мини приобрели широкую популярность благодаря сразу нескольким фактором. Во-первых, моду стало определять поколение беби-бума — юноши и девушки, родившиеся после войны. Это было многочисленное поколение, благодаря которому возникло само понятие молодежной моды, подрывающей прежние устои, и мини пришлись как нельзя кстати. Во-вторых — индустриальная революция. Одежду начали изготавливать в промышленных масштабах, она стала типизированной, упрощенной, и, конечно, производить простые укороченные силуэты платьев и продавать их — проще и быстрее, чем подгонять по фигуре и выравнивать длину изысканных нарядов. Третий фактор — сексуальная революция. Противозачаточные таблетки уже изобрели, а ВИЧ еще не открыли, поэтому носили провокационную одежду, не особенно переживая. Да, в дальнейшем на укорачивание юбок будут ссылаться, показывая экономический рост, — якобы женщины открывают тело, когда в семье и в мире ситуация стабильна, финансы есть и можно думать о продолжении рода. Но, повторюсь, не так все просто. Судите сами — мини были показаны Miu Miu в 2023 году и стали действительно популярны, но стабильности в мире как-то не видно».
О том, что не стоит всерьез рассматривать фэшн-индексы применительно к экономике, говорит и Ольга Штейнберг, аналитик моды, автор телеграм-канала «Fashion прокачка», издатель Fashion Buzz. Тем не менее, по ее мнению, этот индексовый подход является любопытным феноменом культуры потребления, который нельзя полностью игнорировать.
Ольга Штейнберг аналитик моды, автор телеграм-канала «Fashion прокачка», издатель Fashion Buzz «Фэшн-индикаторы экономики, такие как индекс каблука, юбки, помады и даже сумки, скорее культурный феномен, связывающий модные тренды с состоянием экономики, чем серьезная основа для аналитики. Эти индикаторы основаны на наблюдениях за потребительским поведением, стилевыми изменениями и психологическими аспектами, которые могут быть связаны с экономическими циклами и полезны для понимания настроений общества. Логика фэшн-индикаторов работает, так как, безусловно, мода всегда была и будет зеркалом общества. Однако стоит заметить, что сегодня в мире с огромным количеством трендов одновременно индикаторы могут быть менее выраженными. Например, длина юбки больше не универсальна: мы прекрасно видим, как в одном сезоне сосуществуют и мини, и макси».
Ольга Штейнберг отмечает, что индикаторы могут не работать, так как потребители теперь реже ориентируются на внешние маркеры чего бы то ни было (богатства, успеха), а больше сосредоточены на внутреннем, незаметном.
«Изначально фэшн-индикаторы связаны с тем, что в периоды кризисов женщины подсознательно стремились выглядеть лучше, чем обычно, чтобы подчеркнуть свою привлекательность и укрепить свою «конкурентоспособность». Это поведение связано с поиском безопасности, которая исторически ассоциировалась с мужской поддержкой. Однако в условиях смены поколений и культурных ориентиров концепции роли женщины в обществе трансформируются. И это делает фэшн-индикаторы менее очевидными. В современном мире стремление к внешней привлекательности все чаще связано с самовыражением и внутренней самодостаточностью, а не с поиском внешней поддержки», — подытожила Ольга.
И все же, даже если все эти модные индексы относятся к области развлекательной экономики, это вовсе не повод не радовать себя в сложные времена новой помадой и красивой юбкой.

Рекомендуем:




Рекомендуем:

