Старт проверки наличия полисов ОСАГО через камеры хотят перенести
Лента новостей
Минфин предлагает отсрочку на четыре месяца, заявили в Российском союзе автостраховщиков. Эксперты говорят, что система уже давно готова, нет пока лишь сигнала к полноценному запуску

Начало тестирования новой функции — считывания полиса ОСАГО через дорожные камеры — надо отложить на четыре месяца, так решили в Минфине по итогам консультаций по проекту. Об этом заявили в Российском союзе автостраховщиков. Шансов на то, что система заработает, как планировалось ранее, 1 марта, немного, признают опрошенные «Бизнес FM» страховщики.
Объяснение, почему новая функция откладывается, довольно туманное. У Минфина «возникли вопросы, которые потребовали дополнительного согласования и времени для корректной работы эксперимента». Такое пояснения ведомства приводит Союз страховщиков. Скорее всего, это означает, что возникли разногласия либо в юридических, либо в концептуальных вопросах и подходах к контролю ОСАГО вообще, потому что с технической точки зрения все давно отлажено, говорит член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:
Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта» «Технически вся эта система контроля давно готова, все отсрочки носят не технический, а другой характер. В данном случае, поскольку у Минфина возникли вопросы, Минфин занят распределением в том числе и штрафов, я могу предположить, что теперь именно эта тема требует доработки. Глубинная причина заключается в том, что в стране до сих пор не относятся [серьезно] к страхованию ответственности водителей и вообще других источников повышенной опасности, поэтому у нас такие маленькие выплаты по ОСАГО, по жизни и здоровью в первую очередь. Мне кажется, что надо смотреть больше на мировую практику, где отсутствие ОСАГО считается серьезным нарушением. За это лишают прав минимум на полгода, и штраф такой, что десять раз подумаешь, жалеть эти деньги или нет. Хотя страховка ОСАГО, как правило, стоит в несколько раз больше, чем в России, тем не менее все, кто выезжает на дорогу, покупают этот полис. А у нас находятся всякие отговорки, потому что боятся социального взрыва».
Суть поправок была в том, чтобы камеры сканировали номер каждого проезжающего автомобиля и сверяли его с базой данных ЦБ на наличие полиса ОСАГО. Как раз к введению новой меры подоспели недавние поправки по увеличению штрафов за отсутствие полиса. На первый раз остается штраф в 800 рублей, за повторное нарушение его увеличили до 3-5 тысяч рублей.
По данным Российского союза автостраховщиков, в 2023 году в России насчитывалось 3,5 млн автомобилей без полиса ОСАГО — это примерно 8-10% от общего числа машин. Одномоментно с 1 марта камеры бы стали выносить миллионы штрафов по 3-5 тысяч рублей и кто-то мог подумать, что это как-то чересчур, считает ведущий телеканала «Авто плюс», автоэксперт Павел Федоров:
Павел Федоров ведущий телеканала «Авто плюс», автоэксперт «Мне кажется, что самая главная причина здесь — социальные волнения. Дело в том, что когда ОСАГО заработает с камер, то есть уже проехать мимо не удастся и придется покупать его всем, то это коснется огромного количества населения. Напомню, что с января подняли штрафы, с 3-5 тысяч за это правонарушение сейчас штраф приближается к половине стоимости годового полиса ОСАГО на средний автомобиль. Многие автомобилисты до сих пор воспринимают ОСАГО как дополнительный обаятельный налог, потому что Российский союз автостраховщиков — это коммерческая организация, у нас до сих пор так устроена система, что волки охраняют овец. То есть эти люди являются организацией страховых компаний, которые заинтересованы в извлечении прибыли из этого всего. Это не государственная структура, это именно коммерческая организация. Поэтому они делают все для того, чтобы прибыль росла. Тут же повышение штрафов, запуск контроля с камер, чтобы взимаемость штрафов тоже выросла. Поэтому сейчас, если это все заработает, это будет неминуемо, это коснется огромного количества слоев населения. Люди, как известно, сейчас не богатеют, автомобиль — это сейчас, скорее всего, не средство передвижения, а роскошь даже, потому что его становится содержать все дороже. И сейчас многие люди не покупают ОСАГО по той причине, что когда они сталкиваются как потерпевшие с ОСАГО, то получают очень маленькие выплаты, которых не хватает на ремонт автомобиля. А когда требуется его заплатить, цена ощутима для кошелька, и они не понимают, за что они платят. Но сейчас это удается как-то обходить — это нелегально, это действительно плохо, но пока что присутствует разбаланс, и я думаю, что, если вдруг это все резко заработает весной, с учетом серьезного повышения штрафов это вызовет очень большое социальное волнение. И мне кажется, главная причина именно в этом. В тестовом режиме все давно работает, это нужна воля свыше — да, пора включать этот резерв и собирать».
Все дорожные камеры находятся в ведении Госавтоинспекции, и сам проект изначально подразумевал, что между ведомствами будет налажена связь, причем все операции по проверке и вычислению водителей без полиса должны проводиться стремительно. Такое взаимодействие, по всем признакам, было отлажено — задержка возникла на этапе финального согласования. Если система все же заработает, будет два этапа. На первом водители, которые передвигаются на автомобилях без полиса ОСАГО, будут получать уведомление на портале госуслуг о том, что камеры их обнаружили. На втором этапе водителям будут приходить штрафы, но не более одного раза в сутки.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

