Правительство хочет обязать маркетплейсы маркировать товары из-за рубежа
Лента новостей
Мера призвана защитить потребителей от некачественных товаров, хотя на данный момент подобная маркировка в той или иной форме уже присутствует. Что хотят изменить в новом законе?

Правительство предложило обязать маркетплейсы маркировать товары зарубежных продавцов. Это следует из внесенного Минэкономразвития в правительство законопроекта «О платформенной экономике».
Согласно ему, карточки товаров должны будут иметь специальную отметку о том, что продавец — иностранное юрлицо. Также в случае, если товар подлежит обязательной маркировке, продавцу будет необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак».
Мера призвана защитить потребителей от некачественных товаров. По словам первого замминистра экономразвития России Максима Колесникова, платформы не должны допускать на площадку непроверенных продавцов и исполнителей услуг.
Но такое требование было и раньше, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:
Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Потребитель должен знать, кто ему продает товар. В целом сейчас эта обязанность уже заложена в закон «О защите прав потребителей». Любая организация, которая что-то клиенту продает, вне зависимости от того, в какой форме она действует, по каким бизнес-моделям работает, должна полностью рассказать о своем продавце потребителю все, что ему нужно знать. Там есть обязательные требования по информации, которая раскрывается клиенту, она прямо указана в законе «О защите прав потребителей». Это его наименование, юридический адрес и так далее. Это и так является обязательным набором сведений. То, что сейчас правительство предложило конкретизировать эту норму в отношении посреднических цифровых платформ, никак не меняет существующий контур законодательства. На самом деле он еще более широкий, и сейчас любая организация, которая что-либо продает в интернете, неважно, через какую бизнес-модель, все сведения о продавце должна предоставить. Мне сложно сказать, какую задачу решали в этом законе, она в целом уже решена другими нормами, возможно, она просто уточнит еще раз понимание для клиента относительно того, кто является продавцом».
Необходимость регистрироваться в системе «Честный знак» и маркировка продукции — лишь часть законопроекта. Помимо этого, он даст определение ряду понятий. Например, «пункт выдачи заказов» или «карточка товара». Также в нем содержится ряд уточнений, в частности порядок действий в случае обнаружения брака.
На запрос «Бизнес FM» в пресс-службе Wildberries ответили, что уже соблюдают требования обязательной маркировки по системе «Честный знак». В то же время там подчеркнули, что ответственность за товар несет в первую очередь продавец или производитель товара.
С точки зрения борьбы с контрафактом мера была бы очень полезной, говорит генеральный директор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов генеральный директор консалтинговой компании GoOmni «При продаже товаров из-за рубежа цены зачастую ниже в связи с налоговыми льготами, поэтому маркировка какая-то была бы крайне актуальна, дополнительно актуален запрос документов, сертификатов на эту продукцию, потому что зачастую, если смотреть на некоторых маркетплейсах, большая доля товаров, которые предлагаются, относятся к достаточно известным брендам и не являются оригинальными, а являются контрафактными товарами. По поводу маркировки товаров с использованием системы «Честный знак» ситуация выглядит достаточно сложной, потому что непонятно, на каком этапе будет производиться эта маркировка — за рубежом или в России. Данный момент вопрос не имеет однозначного ответа, и эта тема точно будет требовать дополнительной проработки. С точки зрения плюсов и минусов этой истории для рынка, я думаю, что для продавцов, которые находятся в России, это позитивное явление. Если говорить про сами маркетплейсы, я думаю, что проблем с тем, чтобы добавить дополнительные очевидные отметки в связи с тем, что товар продается из-за рубежа, не будет. В разрезе маркировки «Честным знаком» мы, возможно, увидим некий отток продавцов, потому что значимая доля продавцов реализует контрафактные товары, причем мы видим, что после блокировки той или иной карточки товара и какого-то конкретного продавца, который реализует контрафактную продукцию, тут же возникает другое юрлицо, поэтому некий отток возникнет, но текущая ситуация, которая есть по импортно-экспортным операциям, достаточно стабильная: качественные продукты могут попадать на российский рынок, тем более с начала года существенно улучшилась ситуация с международными платежами, поэтому я думаю, что какого-то значительного сокращения предложения мы не будем наблюдать».
Объем интернет-торговли в России за прошлый год, по данным АКИТ, вырос на 41% до 9 трлн рублей. Большая часть — 97% — пришлась на онлайн-покупки в российских интернет-магазинах и на отечественных маркетплейсах.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

