16+
Суббота, 15 марта 2025
30 января 2025, 21:58 Общество

Некоторым пользователям маркетплейсов потребуется авторизация через «Госуслуги»

Лента новостей

Подтверждение личности нужно будет проходить только для размещения объявлений, сообщили РБК в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко. Это направлено на борьбу с мошенниками. Что думают об инициативе продавцы на маркетплейсах?

Фото: Zuma/ТАСС

Обновлено 31 января в 12:30

Сначала Forbes со ссылкой на подготовленный кабмином пакет антимошеннических поправок сообщил, что на маркетплейсах и досках объявлений обяжут регистрироваться через «Госуслуги». Потом замглавы Минцифры Олег Качанов это опроверг, заявив, что россиян не будут обязывать входить на маркетплейсы через этот сервис. Затем в аппарате вице-премьера сообщили, что авторизация через «Госуслуги» все-таки потребуется для публикации объявлений. Похоже, вопрос действительно обсуждается, и единого мнения на этот счет пока нет.

Продавец товаров для сада и дачи на Wildberries Глеб не видит ничего плохого для себя в идее авторизации через «Госуслуги»:

«Для действующих селлеров, которые продают на этих площадках и хотят развиваться с этими площадками, это проблемой не будет. Проблема в том, что стало много мошенников, которые регистрируются и потом размещают объявления, ведут на левые аккаунты — WhatsApp (принадлежит Meta, признанной экстремистcкой и запрещенной в РФ. — BFM) и так далее, забирают денежные средства у покупателей. Соответственно, чтобы этого не было, нормальное решение — регистрироваться через «Госуслуги».

У другого продавца, Алексея, который торгует на нескольких крупных маркетплейсах, немного другое мнение:

— Не хотелось бы проходить авторизацию на «Госуслугах», потому что мошенники часто пытаются взломать [сервис] либо каким-то образом получить доступ к «Госуслугам». Потом возможно получение данных, в том числе банковских реквизитов, именно на маркетплейсах. Это, возможно, станет большой проблемой.

— То есть вы считаете, что привязка «Госуслуг» к маркетплейсу сделает «Госуслуги» менее безопасными?

— Скажем так, более уязвимыми.

Авторизацию через «Госуслуги» технически сделать несложно, рассказал управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT Евгений Царев. Многие сайты и сервисы ее уже давно используют. Это действительно может помочь в борьбе с мошенниками, которые продают на маркетплейсах несуществующие товары и услуги. Но есть другие опасения по поводу этой инициативы. Продолжает Евгений Царев:

Евгений ЦаревЕвгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT «Сегодня можно зарегистрироваться на любой доске объявлений и сделать объявление о продаже квартиры — там не будут просить свидетельство о праве собственности, нет никакого подтверждения, что это лично мы делаем. Это может сделать агент, бабушка, дедушка, мама, папа — кто угодно. А теперь будет абсолютно четко понятно, что есть гражданин Иванов, он делает объявление, и в случае потенциальной утечки непосредственно с самого портала, не с «Госуслуг», будет четкая связь, что это делал Иванов. Для злоумышленников это, безусловно, будет дополнительной пользой, дополнительной ценностью обладать [этой информацией]. Они будут знать, что Иванов, по крайней мере, не бедный человек и у него когда-то была квартира».

Можно также предположить, что увеличится число атак на сами «Госуслуги» с целью кражи доступа к личным кабинетам, чтобы потом с украденных аккаунтов размещать объявления на маркетплейсах.

Есть много других вопросов, на которые ответов пока нет. Например, нужно ли будет проходить авторизацию на «Госуслугах» для размещения каждого объявления? Если их немного, это не проблема. Но есть продавцы, которые выставляют на продажу сотни и тысячи позиций, они используют для публикации объявлений специальные инструменты автоматизации. Будут ли эти инструменты работать точно так же, как и прежде, непонятно. Еще вопрос: как быть с иностранными продавцами, например китайскими, которые вовсю торгуют на российских маркетплейсах? «Бизнес FM» направила запросы в «Авито», Ozon и Wildberries.

В пресс-службе «Авито» уточнили, что добавление дополнительных способов авторизации — это возможность повысить удобство пользователей. В случае с «Авито» авторизация через «Госуслуги» подразумевает автоматическую проверку подлинности профиля, что позволит повысить прозрачность сделок и доверие пользователей друг к другу.

О биометрии в компании ответили так: «Внедрение обязательной аутентификации для всех частных пользователей может быть избыточным. Способ достаточно дорогостоящий для бизнеса, при этом не все люди захотят сдавать биометрию. На наш взгляд, возможность прохождения верификации для всех пользователей лучше оставить добровольной».

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию