16+
Воскресенье, 6 июля 2025
6 июля 2020, 15:33 Стиль жизниКультура

«Замечательный композитор, целая эпоха». Умер Эннио Морриконе

«Морриконе — это огромный мастер, — говорит композитор Максим Дунаевский. — Вы не определите, кто писал музыку к тому или другому фильму, а Морриконе был ярок, его всегда можно было узнать»

Фото: PA Wire/ТАСС

Умер легендарный композитор Эннио Морриконе. Он скончался в ночь на 6 июля на 92-м году жизни в одной из римских клиник от последствий травмы после падения. Многие фильмы вспоминаются прежде всего благодаря его музыке.

Перечислить фильмы Морриконе трудно — их около 500. Сам маэстро признавался, что многие не помнил. За свою более чем полувековую карьеру он работал с выдающимися итальянскими, французскими, американскими режиссерами.

Начинал с саундтреков к вестернам своего одноклассника Серджио Леоне. Музыка к «Однажды на Диком Западе» стала одним из самых продаваемых саундтреков в истории кинематографа. В конце 1960-х Мориконе начал работать с Бертолуччи, Пазолини, Ардженто.

Прославившись в Европе, Морриконе был приглашен в Голливуд. Среди его поклонников — Квентин Тарантино. Но композитор неоднократно отказывался от предложений режиссера. В итоге в «Бесславных ублюдках» и «Джанго освобожденном» с согласия Морриконе звучала музыка, которую он сочинил ранее. Впоследствии Морриконе все же создал композиции для «Омерзительной восьмерки».

В итоге этот фильм в 2015 году принес маэстро «Оскар». Он номинировался на эту награду пять раз, а также получил почетную статуэтку Американской киноакадемии за вклад в кинематограф. За музыку к фильму «Неприкасаемые» Морриконе получил «Грэмми». В 2004 году композитор выступил соавтором музыки к российскому фильму-катастрофе Владимира Хотиненко «72 метра».

Морриконе не верил во вдохновение. Говорил, что его секрет успеха — работа, работа и еще раз работа. Сочинял музыку за письменным столом, а не за фортепиано. В 2015 году европейский тур маэстро в 12 странах собрал 150 тысяч зрителей. Морриконе неоднократно приезжал в Москву, много лет сотрудничал с Хоровой капеллой имени Юрлова, вспоминает главный дирижер капеллы Геннадий Дмитряк.

Геннадий Дмитряк главный дирижер Хоровой капеллы имени Юрлова «Мы, конечно, всегда были восхищены его талантом, когда 85 лет ему было, он прекрасно дирижировал. У него была потрясающая команда. Мы работали с его сыном. Музыку его очень любят в России, всегда были полные залы. Замечательный композитор, целая эпоха. Ему очень нравилась капелла. Очень требовательный, немногословный на репетициях, все ясно у него по руке. Мы не так уж много общались, потому что это были сплошные репетиции. Он всегда приезжал со своими ударниками, это всегда было музыкальное событие для нас, для капеллы, для публики. Это был настоящий праздник».

Дважды он снимался в лентах, к которым написал музыку. А в 1995 году вышел фильм BBC о самом маэстро. Некоторые называли Морриконе попсовым композитором. Но это не так, считает композитор Максим Дунаевский.

Максим Дунаевский композитор «Занижают не только Морриконе, занижают всю киномузыку, считая ее второстепенной. Делают это, мне кажется, вполне намеренно. Занижение роли музыки — это просто результат ее непонимания. У нас же раньше и операторское искусство принижалось. Музыка у нас — саундтрек. Что касается Морриконе — это огромный, я считаю, мастер. Камень в его огород по поводу попсовости абсолютно неприемлем, ибо сегодня наше кино абсолютно бестематическое. Вы не определите, кто писал музыку к тому или другому фильму, а Морриконе был ярок, его всегда можно было узнать. Тогда можно назвать композиторов Чайковского и Прокофьева тоже попсовыми, потому что их мелодический тематический материал был запоминаемым».

Несмотря на обилие предложений о работе в Голливуде, Морриконе продолжал жить в Италии до конца своих дней и так и не освоил английский. В январе прошлого года на концерте в Берлине он дирижировал сидя. Адвокат и друг семьи заявил, что Морриконе успел оставить некролог самому себе.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию