16+
Пятница, 27 июня 2025
27 июня 2025, 14:42 ОбществоСпорт

Для киберспортсменов разработали физические нормативы

Лента новостей

В перечень входят бег на 30 метров, отжимания, упражнения на пресс и клик-тест. Способен ли российский подросток, который занимается компьютерным спортом, сделать 12 отжиманий и 31 упражнение на пресс? И нужно ли ему это?

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Обновлено в 16:15

Минспорта разработало для киберспортсменов физические нормативы — среди них бег на 30 метров, отжимания и упражнения на пресс. Плюс специфические нормативы: клик-тест, когда нужно нажать по левой кнопке мыши не менее 180 раз за 30 секунд. Есть и норматив по скорости реакции на световые сигналы — не более 225 миллисекунд. Все это новый федеральный стандарт спортивной подготовки для киберспортсменов. Его проект размещен на портале правовых актов.

Бизнес ФМ попросила специалистов оценить предложение Минспорта. Способен ли российский подросток, который занимается компьютерным спортом, сделать 12 отжиманий и 31 упражнение на пресс? И нужно ли ему это? Говорит руководитель организации Winspirit Иван Самарин под ником KILOgramm. Он сам готовит киберспортсменов.

— Физическое развитие тела и центральной нервной системы — это параллельные вещи, нельзя развивать ЦНС, которая является основой для компьютерного спорта, без развития тела. И второй момент — это техника безопасности. Хорошая физическая форма подразумевает сохранение здоровья при занятии компьютерным спортом. Потому что, казалось бы, мы сидим и ничего не делаем, а на самом деле много физических нагрузок: шейно-поясничный отдел, статическая нагрузка на запястный отдел, динамическая нагрузка, то есть нагрузок хватает. Плюс есть вопросы выносливости, поэтому я сильно за. Единственное, насколько я помню, там есть упражнения, с которыми я не согласен. У меня, например, в программе, которую я разрабатываю, нет отжиманий, для меня это силовые упражнения с нагрузкой, с вероятностью повреждений на запястный отдел. И я большой противник этой истории, я больше за то, чтобы хорошенько размять мышцы и кровь по телу погонять. И клик-тесты, если они еще более-менее соотносятся с реальностью, то с точки зрения скорости реакции большие вопросы, потому что мой ценз не 200 миллисекунд, а 250 миллисекунд. То есть в некоторых дисциплинах, таких как Counter-Strike например, действительно скорость реакции важна, а есть дисциплины типа Dota, где этот вопрос не так принципиален.

— Но в целом этот тренд на регулирование киберспорта — это хорошая тенденция, как считаете?

— Конечно, с чего-то начинать надо. И с точки зрения физической нагрузки, физической подготовки это очень хорошо. Я занимаюсь разработками методов развития киберспортсменов и скажу, что первое, чем я занимался, — это как раз разработка техники безопасности, и физическая нагрузка там основная. Поэтому я очень за, но пока это сильно поверхностно.

Нормативы по физподготовке схожи с теми, которые нужно сдавать для золотого значка ГТО. Для интеллектуальной дисциплины это перебор, говорит руководитель Ассоциации развития киберспортивной инфраструктуры Павел Голубев:

Павел Голубев руководитель Ассоциации развития киберспортивной инфраструктуры «Уже есть текущий стандарт спортивной подготовки. То, что сейчас предлагается заново, — это то, что принималось в 2022 году, просто мы видим в каком-то адаптированном варианте, в новой редакции. Любому человеку нужна физическая культура в жизни, будь то спортсмен или не спортсмен, даже в интеллектуальных видах спорта, поэтому здесь ничего странного нет. Единственная странность — это то, что нет разделения по подготовке спортсменов, потому что в киберспорте есть разные дисциплины — есть шутеры, есть различные технические симуляторы, есть стратегии, боевые арены и так далее. То есть унифицировать подготовку киберспортсменов в разных дисциплинах — это не очень, наверное, правильно. Второй момент, который стоит подсветить, — это материально-техническая база для организаций, которые будут проводить подготовку киберспортсменов. Сильно завышены к ней требования, потому что популярные дисциплины, по которым сейчас проводятся соревнования, менее требовательны к «железу», чем предлагается ФССП, оборудование действительно дорогое. Уже давались комментарии по поводу и МТС, и разделения на дисциплины, но столько лет прошло, эти комментарии не учли, воз и ныне там. Это не может не расстраивать. Насколько помню, там есть серьезные требования в одном из пунктов физподготовки, где на уровне золотого значка ГТО нужно сдавать нормативы, — это перебор для интеллектуальных видов спорта. Киберспорт — это признанный вид спорта на территории Российской Федерации. У любого признанного спорта есть требования к этому виду спорта, соответственно, такой документ должен быть. Коснется ли он внесистемного киберспорта, который мы по телевизору видим, все эти международные соревнования, чемпионы мира и так далее, — я думаю, скорее всего, не коснется. Он касается официального контура в рамках Федерации компьютерного спорта России и соревнований».

В этом году на один из самых престижных международных киберспортивных турниров International по компьютерной игре Dota 2 прямые приглашения получили 15 россиян. Судя по открытым источникам, мастеров спорта среди них нет, звание КМС по киберспорту есть только у одного из них.

Возможно, введение нормативов и общего стандарта — это некий рычаг давления, чтобы удержать киберспортсменов на территории России, говорит руководитель продакшена Saturn PBRM, организатор киберспортивных турниров Арсений Самоль:

Арсений Самоль руководитель продакшена Saturn PBRM, организатор киберспортивных турниров «Киберспорт дает возможность участвовать людям с ограничениями. Причем эти ограничения могут быть довольно разными — мы не говорим сейчас о серьезных вариантах, но, например, люди, у которых в связи с обменом веществ присутствуют проблемы с лишним весом, могут принимать участие в киберспорте. Вот тут начинается вопрос: если команда показывает высокий результат, выступая под российским флагом, то есть являясь членом федерации, уже такой вопрос, касающийся закона. Если мы, предположим, возьмем виды спорта паралимпийцев или в целом для людей с ограниченными возможностями, там тоже все регламентировано. И надо очень внимательно посмотреть по решению как российского Олимпийского комитета, так и министерства спорта, так и Федерации компьютерного спорта России, какие допуски, какие поблажки подобного типа будут использованы, необходимо ли будет получение инвалидности официально. Очень много легитимной работы должно быть сделано еще верхом к этому. По поводу необходимости — это тоже очень хороший вопрос, потому что большинство киберспортивных организаций так или иначе, в которых принимают участие российские киберспортсмены, выступают не под флагом. Есть ли необходимость в этом для киберспортсменов и для киберспортивных организаций, что гораздо важнее, пока не очень понятно. Есть ощущение некоего закручивания гаек. Скорее всего, это связано с ситуацией вокруг команды Teem Spirit, переходом ее из российского лона на территорию Сербии, и с командой Virtus.pro, которая тоже покинула российское лоно и теперь базируется в Армении. Допускаю, что это некий рычаг давления, который пытается удержать киберспортсменов на территории России. То есть, если вы хотите принимать участие, любая киберспортивная организация, киберспортивная команда хочет представлять Россию на каком-то международном чемпионате, пожалуйста, получайте допуски от федерации, от олимпийских комитетов, от министерства спорта».

В рамках федерального стандарта указано, что организация, которая обучает и готовит киберспортсменов, должна обеспечить им необходимую экипировку. Это в том числе игровые консоли, наушники и довольно мощные компьютеры. Должен быть даже пульт дистанционного управления дронами — для дисциплин, которые содержат в своем наименовании слово «симулятор». А вот видеоигры, на которых тренируются спортсмены, свои.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию