16+
Среда, 25 июня 2025
24 июня 2025, 20:25 Право

Блогеры просят не наказывать за старую рекламу в запрещенных соцсетях

Лента новостей

Соответствующую просьбу они направили в Роскомнадзор. Новые требования предусматривают удаление старых публикаций, даже если у их создателей нет к ним доступа. Эксперты предупреждают о юридических коллизиях и возможных массовых штрафах

Фото: Данил Руденко/Фотобанк Лори

Ассоциация блогеров и агентств просит разрешить не удалять старую рекламу в запрещенных соцсетях. Обращение она направила в Роскомнадзор. Технически это сделать очень сложно, считают блогеры, более того — на многие ресурсы уже нет легального доступа.

О том, что старые рекламные интеграции с запрещенных ресурсов блогерам надо будет удалить, сообщил замруководителя РКН Владимир Логунов на Петербургском экономическом форуме. Сделать это надо, по его словам, до 1 сентября этого года, то есть до вступления в силу соответствующего закона. В первую очередь речь идет о Facebook и Instagram, которые принадлежат компании Meta — она признана в РФ экстремистской и запрещена, — то есть о площадках, которые работали в РФ официально полтора десятка лет, и рекламы там за это время скопилось порядочно. Ирония и загвоздка в том, что для удаления рекламы на запрещенном ресурсе надо воспользоваться методами обхода блокировок, что также запрещено, говорит президент Национальной ассоциации блогеров Ольга Берек:

— VPN запрещен, через VPN заходить нельзя, но при этом надо все удалить, иначе будут штрафы, штрафы немалые. Поэтому людям надо как-то исхитриться. Кто-то из-за границы зайдет и все это удалит.

— Как в принципе блогеры относятся к происходящему?

— Они, конечно, в истерике. Несколько тысяч публикаций нужно просмотреть, отследить всю рекламу. Понятно, что за последний год это сделать несложно, потому что везде стоит маркировка. Реклама удаляется практически сразу. То есть редко когда договор заключается на много-много месяцев. Вся предыдущая история — да, надо сидеть, брать специального человека, например. Особую опасность, конечно, представляет собой массовое удаление всех публикаций, потому что если единовременно это горе-блогер сделает, то он попадет в теневой бан, и не факт, что вообще сможет вести запрещенную сеть.

По словам собеседницы радиостанции, в законе об исключении рекламы на запрещенных ресурсах отдельно оговаривалось, что он имеет ретроспективное действие. Можно сказать, имеет обратную силу, хотя в данном случае такая формулировка не совсем корректна, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:

— Неудаление рекламы или отсутствие маркировки о рекламе на запрещенных ресурсах, с точки зрения правоприменителя, — это такое длящееся правонарушение. Тот же любой ролик будет индексироваться спустя долгое время. Говорить о том, что закон имеет или не имеет обратную силу, здесь некорректно. Конечно, понятна цель — максимально отдалить рекламодателей от этих платформ.

— Допустим, нет у блогера доступа больше к ресурсу, нет у него VPN, какие-то проблемы, мало ли. Он обязательно несет ответственность за неудаление?

— Очень хороший вопрос, потому что в теории ответственность ты все равно будешь нести. Но, наверное, с точки зрения правоприменителя, ты должен доказать, что принял все меры, направленные на удаление, но тебе не дали удалить. Мне даже любопытно и представляется забавным, как оперативник у нас либо следователь подключает на служебном компьютере VPN, чтобы ты мог взять и удалить запрещенную рекламу. Я с любопытством на это буду смотреть.

Пока неясно, можно ли будет блогеру обжаловать штраф на основании того, что он не имел доступа к заблокированной соцсети, а методами обхода блокировок не пользовался, потому что законопослушен. А штрафы там предусмотрены и для рекламодателей, и для самих блогеров — и немалые: для граждан — до 2,5 тысячи рублей, для должностных лиц — до 20 тысяч, для юридических — до полумиллиона.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию