16+
Пятница, 14 марта 2025
10 марта 2025, 19:40 Авто

Закон о локализации такси может стоить бюджету 350 млрд рублей

Лента новостей

При этом около 100 тысяч водителей могут уйти в теневой бизнес. Таково мнение экспертов относительно законопроекта, принятого в первом чтении. Согласно ему, с 1 октября этого года автомобили для легковых перевозок разрешается приобретать только отечественные — их должны производить российские концерны

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Российский бюджет может недосчитаться 350 млрд рублей в ближайшие три года — если будет принят законопроект о локализации автомобилей такси. Такие подсчеты сделали в Высшей школе экономики. Перенести принятие новых правил на год предложили в Российском союзе промышленников и предпринимателей. К ситуации также приглядывается ФАС.

К недоимке для бюджета в 350 млрд рублей, по мнению Высшей школы экономики, приведут два фактора — снижение налоговых поступлений из-за ухода таксистов в «серое» поле и уменьшение таможенных пошлин и утильсбора на ввозимые автомобили. Причина — в грядущем законе о локализации такси, который должен вступить в силу 1 октября. В январе документ принят в первом чтении. Ко второму чтению аналитики призвали требования проекта пересмотреть.

Что именно смутило? Требование в законе о том, что в такси могут работать автомобили, локализация которых набирает 3200 баллов. Других не допускать. Сейчас под эти требования подходят Lada Vesta, Granta, Largus и Aura. Как можно заметить, исключительно продукция «АвтоВАЗа». Рядом с проходным баллом есть еще пара моделей, говорит автоэксперт, редактор портала Quto.ru Алексей Кованов:

Алексей Кованов автоэксперт, редактор портала Quto.ru «В любом случае, в каком бы состоянии у нас ни находился национальный автопром, лишние заказы никогда не повредят. А кто же тогда, кроме «АвтоВАЗа», может с высоколокализованными продуктами выходить на рынок такси? Таких автомобилей у нас сегодня два: это «Москвич» и продукция марки Haval в модели Jolion. Во всяком случае, Jolion сегодня приезжают в тарифе «Комфорт»: просторный салон, набор современных систем безопасности, автоматическая коробка передач. Что касается марки Solaris, переименованных автомобилей Kia и Hyundai, уровень локализации от 1300 до 1550 баллов, и этого, очевидно, мало».

В Высшей школе экономики считают, что новые требования вытеснят из такси все иностранные модели, закупки разных моделей Lada таксопаркам будут не по карману, в два раза вырастут расходы по эксплуатации машин, пойдут убытки и за три года отрасль покинут полмиллиона водителей. У РСПП схожие тезисы: многие самозанятые водители не смогут позволить себе купить новые машины, проходящие стандарты локализации. Это приведет к дефициту водителей и росту цен на перевозки.

Руководитель таксопарка Next Евгений Ермолаев уже имел опыт с продукцией «АвтоВАЗа»:

Евгений Ермолаев руководитель таксопарка Next «Мы на сегодняшний день не готовы переходить на полностью локализованный рынок, пусть улучшат свои технические характеристики и цену выровняют, чтобы это приносило доход, а не убытки. Вся проблема в техническом состоянии. Рассматривать дальнейшее их приобретение, конечно, не будем. Качество машин никудышное. Раньше их вообще не пускали в такси. С 2021 года им разрешили выполнять заказы на этих автомобилях. И что мы видим? Взяли в экспериментальную эксплуатацию эти автомобили, и это просто убытки. Мы читали аннотацию к законопроекту, и написано, что «доступность запчастей», но это ложь. Запчасти в три-четыре раза дороже стоят, невозможно найти. Ремонт и обслуживание тоже: в три-четыре раза дороже по сравнению с теми же корейскими автомобилями. Кого обманывают-то и зачем?»

Инициаторы законопроекта о локализации такси считают, что новыми требованиями помогут отечественному автопрому не сгинуть под натиском китайских конкурентов. «Бизнес FM» запросила комментарии у инициатора проекта — главы комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова. В его аппарате ответили, что писем от ВШЭ и РСПП не получали и комментировать тут нечего. Мнение автоэксперта, партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто:

— Если будет введено такое правило, то под него подходят только автомобили «АвтоВАЗа». Все. Ближайший из иностранцев — это Haval, но и у того нет такого количества баллов даже близко. Требования красивые, но слишком жесткие. И надо понимать, что страна большая, и, условно говоря, то, что хорошо подходит для Самары, где и сейчас большинство автомобилей в такси — это Granta и Vesta, не всегда подходит для Москвы и Питера.

— Решит ли что-то перенос на один год, как предлагает РСПП?

— Нет, ничего не решит, надо ставить более реальные сроки.

В Федеральную антимонопольную службу уже поступают первые жалобы на требование о локализации такси. По словам главы ведомства Максима Шаскольского, поддерживать отечественного производителя нужно, но есть и необходимость в комфортных условиях для потребителей. «Какие-то преференции должны быть, но нельзя жестко это требовать», — отметил Шаскольский. Совпадение или нет — но ФАС начала проверку ценообразования на продукцию «АвтоВАЗа» после жалоб таксопарков на завышение цен на Lada Granta и Vesta.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию