$cacheKey=
string(106) "["DocumentIndexAction","DocumentIndexAction::_createCacheKey","v3",436769,1,null,"2020-02-25 11:19:09",""]"
=
«Ты не можешь дать взятку и сказать: закройте на это глаза». Что учесть, начиная дизайнерский бизнес в Берлине
16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.59 / ₽ 7989
  • RTS1127.65
25 февраля 2020, 11:00 Финансы
Спецпроект: Деньги без границ

«Ты не можешь дать взятку и сказать: закройте на это глаза». Что учесть, начиная дизайнерский бизнес в Берлине

Лента новостей

Дизайнер Илона Мацур рассказала о том, как она пришла к своей мечте вопреки обстоятельствам и открыла свой бутик в центре Берлина по соседству с Louis Vuitton и Chanel

Илона Мацур.
Илона Мацур. Фото: из личного архива

Илона Мацур приехала в Германию в 2009 году, чтобы получить образование дизайнера и создать собственный бренд. Однако это удалось ей не сразу. Лишь спустя четыре года после переезда, вопреки убеждениям родных, она уволилась из крупной компании и вплотную занялась модой, а еще через три года открыла бутик в центре Берлина и выпустила первую коллекцию дизайнерских платьев. Мацур рассказала BFM.ru, сколько может стоить аренда помещения в немецкой столице, почему держать магазин в центре Берлина стало небезопасно и за что она любит немецкий менталитет.

Я родилась в Хабаровске. Мой отец был военным, и, когда мне было шесть лет, мы переехали в Германию, в пригород Берлина. Это был 1989 год. Помню, как после СССР мы приехали на немецкий вокзал, и там я увидела девочку с куклой Барби в руках, на которой было шикарное бальное платье. Я минут пять смотрела на эту куклу, не двигаясь с места. Потом мне купили собственную Барби, и с этого момента началась моя любовь к моде: я стала для этой куклы шить всякие платья. Потом мы уехали из Германии обратно в Россию.

После школы я пошла учиться на программиста, потому что так хотела моя мама. Но по специальности я работать не стала и, окончив университет, устроилась фоторедактором в популярный украинский глянцевый журнал Pink. Моей задачей было просматривать все модные показы и сортировать фотографии по просьбе редактора. Вскоре я могла, взглянув на платье, определить дизайнера и коллекцию, к которой оно принадлежит.

После журнала я некоторое время работала на телевидении, но потом на Украине начался кризис, канал перестали спонсировать, и в 2009 году я решила поехать учиться в Германию. Мне было нетрудно это сделать, потому что мой отец — венгр, и у меня двойное гражданство — российское и венгерское.

В Берлине я хотела поступить на факультет дизайна и моды, но в период подачи документов познакомилась со своим будущим мужем. Узнав, что я программист по образованию, он отговорил меня идти учиться. «Какой еще дизайнер, забудь. В Германии моды вообще нет. Ты — программист, ищи работу», — сказал он мне тогда. Я решила, что он давно здесь живет и лучше знает рынок. Так я предала свою мечту во второй раз.

Я устроилась программистом в самый крупный европейский онлайн-ретейлер моды. Во время обеденных перерывов я просматривала новинки на сайте и рисовала скетчи, а вечером, приходя домой, садилась шить. В один прекрасный момент мне все это надоело, и я сказала мужу, что хочу идти по зову сердца. В 29 лет я ушла с работы и посвятила себя творчеству.

Я начала с продаж платьев среди своих друзей. Шила одно-два платья, фотографировала их и продавала через интернет-магазин. Для создания сайта я хотела нанять программистов, но узнав, сколько это стоит (10-15 тысяч евро), занялась разработкой сама. На это ушло очень много времени.

В сентябре 2016 года, когда у меня появилась первая полноценная коллекция платьев, я сняла шоурум. Он находится в пятизвездочном отеле в самом центре Берлина в десяти минутах ходьбы от моего дома. Рядом расположены топовые бутики — Louis Vuitton, Chanel и так далее. Стоимость аренды здесь высокая и может достигать 280-340 евро за квадратный метр. В других, менее престижных районах Берлина аренда коммерческого помещения стоит 20-80 евро за квадратный метр.

У меня была возможность снять бутик значительно большей площади, но вдалеке от главной торговой улицы Курфюрстендамм. И я отказалась, в том числе из-за соображений безопасности. Криминогенная обстановка в Германии в последнее время существенно ухудшилась. Рядом с нами в отеле арендует помещение ювелирный бутик. До этого он находился в другом месте, где его пять раз пытались ограбить.

А вообще в Берлине сложно найти хорошее коммерческое помещение. Недавно я шла по улице и увидела огромную толпу у дома, их было человек сто. Я подумала, что что-то случилось, но оказалось, все они пришли смотреть помещение для аренды. Такой вот большой конкурс.

Улица Курфюрстендамм в Берлине. Фото: Andreas Friedrichs/imago images/TASS

Говорят, что нужно ждать до четырех лет, чтобы фирма начала приносить плоды. По статистике, за это время в Германии закрываются 85% фэшн-компаний. Я тоже первые три-четыре года работала в минус или ноль, почти ничего не тратила на себя. Все, что получала с продаж, вкладывала в покупку ткани и в производство. Я отшиваю платья на местных фабриках в Германии, потому что мне важно прежде всего качество. К тому же так проще контролировать процесс. В офисе мы создаем образцы, отправляем их на фабрику, и они отшивают то количество, которое нам нужно. В штате моей компании работает пять человек (ассистенты, закройщица), а в организационных вопросах помогает муж.

Платье из моей коллекции стоит от 500 до 2500 евро. Аудитория покупателей очень интернациональная. Я отправляю заказы в Австралию, Америку, Англию, Францию, скандинавские страны. Там у нас уже есть бизнес-партнеры в виде онлайн-магазинов или мультибрендовых бутиков. На онлайн-сегмент приходится где-то 60% продаж. Но собственный бутик мне тоже нужен, хотя бы для престижа. Должно быть хоть одно место, куда клиенты могут прийти и померить платья. В Германии, конечно, больше любят стиль кэжуал, но есть небольшой сегмент аудитории, которая хочет отличаться от остальных. Конечно, для меня было бы идеально открыть магазин, например, в Милане, потому что это — центр моды, и на шопинг все съезжаются туда, но я — фанатка Берлина и никуда не планирую переезжать. Даже если я открою бутик в другом городе, жить буду все равно здесь.

Я очень люблю немецкий менталитет. Ему свойственны пунктуальность, организованность. С немцами и работать легче, потому что они, например, всегда заранее напишут, напомнят о встрече. Тут необходимо строго соблюдать закон. Если в твоем бизнесе что-то не соблюдено, ты не можешь дать взятку и сказать: закройте на это глаза.

Что касается налогов, правила такие: ты должен платить 19% НДС и до 42% — подоходный. Однако пока твой оборот менее 17,5 тысячи евро в год, тебе не нужно платить НДС вообще. Ты продал платье за 800 евро — оставляешь эти деньги себе. Это у них такая программа поддержки малого бизнеса. Зарегистрировать свою фирму здесь очень легко — все формальности можно уладить в течение 30 минут и стоит регистрация около 20 евро.

У меня есть мечта — принять участие в официальном показе на Неделе моды в Берлине, Лондоне или Париже. Здесь это стоит баснословных денег. Например, за такое участие на Mercedes-Benz Fashion Week в Берлине придется отдать 70-80 тысяч евро, а в Лондоне такой показ обойдется в 250 тысяч евро. Правда, в Европе у всех дизайнеров, как правило, есть спонсоры. Есть также государственные фонды поддержки. Никто не отдает такие огромные суммы из своего бюджета. Поэтому я тоже надеюсь найти такого партнера, чтобы организовать показ коллекции во время Недели моды в одной из ведущих столиц Европы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию