Москвичи в соцсетях 15 июля весь день делились эмоциями от увиденного сильного ливня: от «Москва превращается в Таиланд» до «Никогда такого не было, и вот опять». Те, кого раньше стихия обходила стороной (Москва — большой город, и картинка из телевизора или с экрана телефона не всегда совпадает с пейзажем из окна), были эмоциональнее москвичей, которым уже доводилось плавать по столичным улицам. Последние скорее возмущались: «Доколе!»

Житель Подмосковья Павел:

«Льет ливень с 11 часов утра. Причем начиналось все с дикой грозы, гром гремит, земля трясется, ливень дикий. Потемнело как вечером практически, свет погас. Часа два не было света, но, слава богу, потом свет дали. Кругом вода, на участок не выйти».

***

Москвичка Елена:

«Началась гроза. Мы были внутри [магазина]. Здание, в котором находится магазин, немолодое, по стенам моментально потекла вода. Бедные сотрудники метались, пытались спасти оборудование, выключить электричество, каким-то образом справиться с водой, которая текла на пол. Перед въездом в магазин низина заполнилась водой минут за 20 — я проходила к машине, примерно по колено мне было. Я на автомобиле немного сдвинулась на возвышение и жду возможности выехать. Может быть, куда-то схлынет вода. Ехать дальше страшно и очень не хочется утопить автомобиль».

***

Москвич Виталий:

«Ехал по делам на МСД, и, когда съехал на Станционную улицу, на дороге примерно 5 сантиметров воды. Даже при небольшой скорости из-под машины просто фонтан брызг выходит. Этот фонтан накрывает едущие по встречной полосе машины, и, соответственно, также накрывает и тебя со встречной полосы. Поэтому на пару секунд ты просто вообще ничего не видишь и теряешь ориентацию. Поэтому все автомобили ехали со скоростью 10 километров в час. Ливневки на дорогах абсолютно не справляются с таким количеством воды, надо с этим что-то делать».

Бизнес считает убытки. У кого-то вышло из строя оборудование, кому-то пришлось закрыться, у кого-то отменились встречи и доставки. Но кто-то и заработал. Цены на такси в моменте повышались в два-три раза. Однако в погоне за прибылью водители рисковали и большими потерями. Неверная оценка глубины лужи — и машина отправляется на долгий и дорогой ремонт. Продолжает руководитель таксопарка Next Евгений Ермолаев:

Евгений Ермолаев руководитель таксопарка Next «Мы активно проводим оповещение водителей об опасности гидроударов. Для водителя это ремонт около 300 тысяч рублей. Предупреждаем, чтобы водители были крайне аккуратны, не ездили там, где, возможно, есть затопление. Соответственно, вся ситуация влияет на стоимость заказов».

В ряде случаев машины, стоящие на подземных паркингах или припаркованные в низине, было уже не спасти, но главное — не становиться соучастником уничтожения своего автомобиля, рассказывает автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Во-первых, ни в коем случае нельзя его заводить, чтобы не получить гидроудар, который полностью выведет двигатель из строя. Его надо погрузить на эвакуатор. Если машина не может заехать на эвакуатор, надо вызывать манипулятор — небольшой кран, который поднимет машину, поставит на платформу, и везти в профильный сервис. Там вскрывают крышки всех электронных блоков. Главная проблема в том, что замыкаются блоки, все контакты, поэтому горит вся электроника в машине. В случае со сложной современной иномаркой это может быть фатальным для нее, а даже если не будет фатальным, будет очень затратным и долгим по времени, потому что все современные машины напичканы электроникой. И все эти блоки надо обязательно сушить очень долго и тщательно, прежде чем пытаться запустить машину: открывают, продувают в том числе в двигателе все возможные полости, открывают, вскрывают все полости кузова, в том числе под сиденьями, в ногах, в багажнике, потому что вода копится все время под ковриками, оттуда вообще никогда сама не уходит, машина начинает через полгода гнить. Такой комплекс восстановительных мероприятий более-менее все автосервисы знают, тем более летом, когда происходят ежегодные массовые утопления машин в Москве».

По времени эти работы могут затянуться на несколько дней, а по стоимости доходить до нескольких сотен тысяч рублей — в зависимости от сложности работ и уровня наглости исполнителя.