Обновлено в 20:22

Россия хотела бы понять, что стоит за словами Трампа о 50 днях на украинское урегулирование. Об этом заявил глава МИД Сергей Лавров. По его словам, президент США мог сказать о 30 днях, а не 50, если бы Киев назвал дату третьего раунда переговоров. Лавров добавил, что американский лидер испытывает «неприличное давление» со стороны НАТО и Евросоюза, желающих продолжения конфликта.

Ультиматум Дональда Трампа в адрес России — это «очень странно», при этом со стороны НАТО никакого призыва к Киеву к возобновлению переговоров не было. Решение Трампа передать НАТО вопрос вооружений — это свидетельство того, что страны альянса не заинтересованы в мире, заявил замглавы МИД Александр Грушко. Москва отрицательно относится к поставкам Украине вооружений через НАТО, добавил он.

А в интервью BBC Трамп сказал, что еще не закончил отношения с Путиным, хоть и «разочарован». Ему уже четыре раза казалось, что соглашение с Россией вот-вот будет заключено. По словам президента США, разговоры с российским лидером «всегда очень приятные», но потом на города Украины снова летят ракеты.

Комментирует политолог Георгий Бовт:

— Я думаю, что, во-первых, Трамп действительно готов к некоторому усилению давления на Москву, но усилению давления поступательному, а не резкому, которое вызовет резкую эскалацию, хлопанье дверьми, прекращение всяких контактов и возвращение на уровень хуже, чем при Байдене. Я думаю, что разговор об ударах по Москве мог состояться, в каком контексте? Ну, например, Трамп мог спросить: вот вы не бьете по Москве и так далее, почему? Отчасти этот вопрос мог быть провокационным, отчасти из такого политического любопытства, на то получил ответ примерно такой, допустим: мы бы ударили, но дайте нам ракеты дальнобойные. После чего Трамп мог подумать, что этот парень очень горячий и, может быть, не надо ему давать дальнобойные ракеты, а то он наломает таких дров, что потом какая-нибудь ядерная бомба прилетит куда-нибудь по военной базе США в Германии или еще куда-нибудь. Потому что ответ будет резким, потому что это резкое изменение качества войны. Он мог состояться и в таком плане, он мог состояться и в другом плане. И в данном случае нельзя исключать, что газеты The Washington Post, а также Financial Times несколько фантазируют на это тему, равно как и фантазируют на тему того, что Зеленский просил ракеты «Томагавк» 1800 кмилометров дальностью, а Трамп пока ему не дал. Вот это пока, оно на самом деле очень такое сомнительное — это фантазии. Ракетами «Томагавк» сейчас обладают реально две страны — это Великобритания и США. Они обещаны Японии на 2026 год самое раннее, и Нидерландам тоже обещаны, и Австралии, и все. Это ближайшие союзники Америки, а Украина таковым не является, «Томагавки» ей никто не даст И поэтому всерьез такая просьба и рассматриваться даже не может, тем не менее в прессе об этом всерьез рассуждают. Вот так и с ударами по Москве.

— Как вы оцениваете реакцию Москвы на последние заявления Трампа и упомянутые публикации?

— Реакция, мягко говоря, сдержанная. Я бы Лаврова перевел так — с языка Лаврова на обывательский: давайте подождем, что скажет президент Путин. Строго говоря, понимать там особо нечего. Понимать можно только номенклатуру поставляемых вооружений, а там ключевой вопрос как раз именно этот, будут дальнобойные ракеты или не будут? Если они будут, то это серьезный, конечно, вызов, и это такое резкое обострение отношений между Россией и Америкой. Если их там не будет, тогда это несколько другой разговор, и можно обратить внимание на то позитивное, что случилось, собственно говоря, в связи с заявлением Трампа. А позитивным является то, что законопроект о санкциях, который в сенате подготовлен, отложен, и причем неизвестно, на сколько. Он принят в эту сессию летнюю не будет, а мог бы быть. И там самое страшное, как раз вовсе не эти 500-процентные пошлины, которые все цитируют, а угроза, вернее, попытка установить полную финансовую изоляцию России — это гораздо серьезнее угроза. Поэтому не все так ужасно в том, что сделал Трамп, косвенно он фактически этот законопроект временно заблокировал.

Накануне президент США пригрозил России и ее партнерам 100-процентными тарифами, если сделки по Украине не будет до конца лета. Свое обещанное «важное заявление» по российско-украинскому конфликту Трамп озвучил на встрече с генсеком НАТО Марком Рютте. Также Трамп заявил, что США и ЕС договорились о поставках оружия Киеву и расходы лягут на Европу. Координацией поставок будут заниматься НАТО и постпред США при альянсе, отметил он.

О том, что это будут за поставки — реальные и предполагаемые, — рассуждает военный эксперт, редактор журнала «Новый оборонный заказ» Дмитрий Корнев:

Дмитрий Корнев редактор журнала «Новый оборонный заказ» «Ракеты ATACMS, которые анонсировал Трамп, уже достаточно давно есть в распоряжении ВСУ и в том числе применялись по территории Российской Федерации. Трамп дал добро на продолжение применения ракет ATACMS, которые уже есть в распоряжении ВСУ, и анонсировал новые поставки этих ракет. Для нас это не очень большой сюрприз, потому что мы видели эти ракеты, мы сбивали эти ракеты, 100-процентной противоракетной обороны не существует, поэтому в любом случае применение этих ракет где-то может найти свою цель. Кроме ракет ATACMS, Трамп объявил вчера о поставке систем ПВО Patriot. Но здесь тоже возникают вопросы: он сказал, что речь идет о 17 комплексах Patriot, но, скорее всего, он имел в виду 17 пусковых установок. Это не 17 комплексов, это всего лишь три или четыре комплекса Patriot, потому что комплекс Patriot поставляется батареями. В одну батарею входит радар, командный пункт и несколько пусковых установок. Даже 17 пусковых установок — это немало, это позволит ВСУ восполнить потери последних месяцев. Ну а что он мог поставить? То, что обсуждалось в прессе, самые разные сливы, часть этих сливов, скорее всего, не соответствует действительности, но тем не менее. Наиболее опасные системы, которые мог поставить Украине Трамп, — это крылатые ракеты воздушного базирования JASSM, вариант ракет JASSM-ER имеет дальность действия до 1000 километров. При этом запускаться эти ракеты могут с F-16 американских, которые есть в распоряжении ВСУ. И вот это было бы крайне неприятно, потому что это современная крылатая ракета, выполненная с элементами технологии «стелс». Боевая часть составляет 450 килограммов, это мощные ракеты, которые предназначены для уничтожения укрепленных командных пунктов, складов и так далее. Но по этим ракетам Трамп никакого решения не принял, судя по вчерашнему выступлению. Кроме этого, в западной прессе говорится о том, что рассматривалась возможность поставки ракет Tomahawk крылатых, якобы Трампу очень понравилось их применение против Ирана. Вот тут есть проблема достаточно простая: ракета Tomahawk применяется либо с морских носителей, подводных лодок, либо их может применять новейший американский ракетный комплекс Typhon, который никому пока никак не поставлялся. Пока мы не знаем всех деталей, но снят запрет на поставки ракет для комплексов HIMARS и MLRS. Это обычные ракеты с дальностью действия до 70 километров. По ним действовало ограничение, которое пару недель назад вдруг неожиданно ввели».

Накануне в интервью Трамп заявил, что еще не закончил отношения с Путиным, хоть и «разочарован». Ему уже четыре раза казалось, что ему удастся заключить соглашение с Россией.

По словам президента США, разговоры с российским лидером «всегда очень приятные», но потом на города Украины снова летят ракеты. Как выразился Трамп, «в конечном счете слова ничего не значат. Должны быть действия, должны быть результаты».

Президент США, скорее всего, не станет вводить 100-процентные торговые пошлины на импорт товаров из России и ее партнеров, пишет The New York Times со ссылкой на мнения экспертов. И даже если пошлины и будут введены, Штаты сделают много исключений для своих главных торговых партнеров, считает политолог-американист Малек Дудаков:

Малек Дудаков политолог-американист «На мой взгляд, все-таки последние заявления Дональда Трампа скорее напоминают некую профанацию, нежели реальную попытку повысить ставки в рамках переговорного процесса с Россией. Потому что сильно определенные, жесткие заявления мы слышали со стороны администрации Трампа, но одно дело — это риторика, я думаю, в данном случае все-таки нужно следить за реальными фактами и реальными действиями. Здесь, конечно, возникает вопрос, потому что, с одной стороны, мы видим угрозу вторичных тарифов и первичных на самом деле, и вторичных в отношении российского импорта, но это уже не 500%, как обсуждалось раньше, а только 100%. И вводятся они не сразу, а только через 50 дней и после того, как, судя по всему, во-первых, завершится российская летняя наступательная кампания на украинском фронте, ну и, во-вторых, возможно, что к какому-то итогу подойдут неформальные, непубличные контакты, которые сейчас ведутся в рамках российско-американского переговорного трека. Плюс к этому всем очевидно, что, конечно, даже если эти вторичные, первичные тарифы будут введены, все равно будет сделано очень много исключений. В частности, американцы сами подставляться не собираются, и то, что они сейчас закупают у России, для них критически важно — это уран, титан, удобрения и так далее. И безусловно, они себе в ногу стрелять не будут, поэтому будут исключения из правил для всех этих критически важных поставок. То же самое, я думаю, будет касаться и основных торговых партнеров России, потому что они одновременно еще и основные торговые партнеры США — Китай, Индия, монархии Залива, страны Юго-Восточной Азии и так далее. То есть рушить полностью американскую торговлю с этими странами, вводя 100-процентные тарифы, я думаю, администрация Трампа не будет, тем более она не будет этого делать ради Украины и Зеленского. Поэтому, на мой взгляд, вполне логична сдержанная реакция со стороны России, вполне типичная для нас, просто потому, что пока оцениваются риски, но вопросов пока остается больше, чем имеется ответов. Что же касается дальнейших перспектив переговорного процесса, то здесь, я думаю, стоит дождаться этих 50 дней, то есть этого дедлайна, и по итогам летней наступательной кампании России понятно, что позиции России усилятся. Возможно, что как раз будут подорваны позиции ястребов по обе стороны Атлантики — и в США, и в Европе, — и возможно, что в дальнейшем это облегчит для нас задачу вести переговоры с Трампом и его командой на более реалистичных и необходимых для нас условиях».

Дональд Трамп в разговоре с Зеленским не призывал его к ударам по Москве и Санкт-Петербургу вопреки утверждению газеты Financial Times, сообщила пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт. «Газета печально известна тем, что широко вырывает слова из контекста. Президент Трамп просто задал вопрос, а не поощрял дальнейшие убийства», — говорится в заявлении Левитт, полученном телеканалом Fox News.