В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет. В документе, подготовленном МВД, говорится, что такие водители чаще становятся виновниками аварий, — на долю старшего поколения приходится свыше 30% смертей пешеходов и велосипедистов. С 2017 по 2024 год количество аварий по вине лиц старше 60 лет выросло на 25%, число погибших увеличилось на 33%, а пострадавших — на 22%.

Среди предложений — усилить медицинский контроль за состоянием здоровья таких автомобилистов, адаптировать дорожную инфраструктуру с учетом возрастных особенностей, разработать программы проверки навыков вождения.

Конкретики в этом предложении пока не хватает, да и статистика вызывает сомнения, говорит автоадвокат, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько:

Сергей Радько автоадвокат, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» «Что касается статистики, то здесь не все так просто, непонятно, с чего это вдруг. У нас вроде все было нормально, и вдруг в какой-то момент у нас водители старшего возраста аж на 30% чаще стали виновниками аварий, в том числе с тяжкими последствиями, с наездами на пешеходов и так далее. Может быть, просто сейчас эту статистику стали более подробно подводить, и вдруг выяснились такие цифры — это не совсем понятно. Что касается вопросов о проверке их здоровья, вот в этой программе такие очень громкие декларативные заявления, которые вызывают вопрос: как это реализовать на практике? Например, что такое адаптация дорожной инфраструктуры с учетом возрастных особенностей? Что это вообще такое? Построить поликлиники каждые 100 метров, чтобы, если стало плохо водителю, он мог обратиться? Или как? Не совсем понятно, что имеется в виду. Непонятно, что это будет за специальная программа проверки навыков вождения. Ведь если у человека есть возрастные изменения и он, допустим, плохо видит, плохо реагирует на ситуацию, то вряд ли какой-то специальной программой можно это выявить, не имитировав сложную дорожную ситуацию. Это получается, что всех водителей старше определенного возраста надо отправлять на какие-то подобные проверки, курсы, где будет имитироваться дорожная ситуация, сложная реакция и так далее. Я не думаю, что это реально».

Механизмы допуска хотят пересмотреть к 2030 году — к этому времени в стране прогнозируется рост числа людей старше 60 лет, сказано в документе.

Предложения министерства вряд ли снизят количество ДТП с участием водителей старшего поколения, тем более что есть другая проблема, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «У нас, на минуточку, все медицинские справки являются платными — даже в государственных медицинских учреждениях, даже выписка от нарколога и психиатра. Поэтому надеяться на то, что это будет бесплатно или хотя бы дешево, я бы, конечно, не стал. Безусловно, будет платно и недешево. Всех под одну гребенку нельзя заводить — у всех разное состояние. Все подобные выводы должны делать медики, а медики у нас в системе выдачи медицинских справок, как это ни парадоксально, не участвуют. В России медицинские справки для получения водительских удостоверений покупаются и продаются. Достаточно зайти в поисковик — и будет сразу все видно: в промышленных объемах, в том числе с доставкой, без прохождения каких бы то ни было медицинских процедур, даже с проставленным наркологом и психиатром. Пока такая практика существует, все усилия МВД обречены на полный провал. Однажды к нам в союз обратился человек с очень тяжелым заболеванием, которое по закону четко препятствует управлению транспортным средством. Мы ему об этом сообщили, но при этом все прекрасно понимали, что он справку все равно купит. Так и было: человек написал нам, а потом получил водительское удостоверение и собирался управлять мотоциклом, хотя у него явно не было для этого медицинской предрасположенности».

В июне Госдума расширила полномочия ГАИ по отзыву водительских прав. Новым поводом станет выявление опасных диагнозов вне специальных медкомиссий — по факту обычных диспансеризаций или посещений поликлиник. Оспорить лишение прав автомобилисты смогут в течение трех месяцев, пройдя повторное обследование. В случае принятия закона он вступит в силу с 1 марта 2027 года.