Обновлено в 13:30

Первые украинские дальнобойные ракеты, профинансированные Германией, поступят на вооружение ВСУ к концу июля. Об этом заявил руководитель рабочей группы по координации помощи Украине при Минобороны ФРГ генерал-майор Кристиан Фройдинг немецкому телеканалу ZDF.

О каких ракетах конкретно идет речь, он не уточнил. Но на вопрос журналиста, поставит ли Германия Украине дальнобойные крылатые ракеты Taurus, которые прежде отказывалась передавать Киеву, Фройдинг ответил уклончиво:

— Украинское командование говорит, что корень всех бед — это ракетные склады и боевые самолеты в России. И просят: дайте нам наконец дальнобойное оружие, например Taurus. Как обстоят дела в этом вопросе?

— Это правильный анализ. Нужны системы вооружения, которые могут поражать цели глубоко на территории России — склады, командные пункты, аэродромы, самолеты. Мы уже видели множество успешных операций украинских вооруженных сил за последние недели и месяцы. Германия тоже готова предоставить такие системы вооружения.

— В том числе и Taurus? Вы бы поставили Taurus, господин генерал?

— О Taurus все уже сказано, но мы поставляем подобные системы вооружения. Сегодня было подписание соглашения с украинцами. И уже в конце этого месяца украинские вооруженные силы получат первые дальнобойные системы вооружения, а затем и в большом количестве — речь идет о трехзначных цифрах. И это значительно усилит украинскую противовоздушную оборону и в целом боевые возможности в ближайшие недели и месяцы.

О каких дальнобойных ракетах может говорить немецкий генерал? И как обещанное количество может изменить ситуацию на поле боя? Мнение военного эксперта, редактора журнала «Новый оборонный заказ» Дмитрия Корнева:

— По поводу ясности о Taurus, здесь есть небольшая коллизия. Судя по всему, германские официальные лица никак не комментируют вопросы поставок ракет Taurus. У них принято решение, что никто официально ни подтверждать, ни опровергать не может. И, соответственно, даже если они их поставляли, то они это не подтверждают. А второй момент — до конца июля действительно объявлено, что Украина должна получить те самые дальнобойные ракеты, которые будут созданы с германским софинансированием. А вот что это за ракеты? Мы тогда предполагали, что это могут быть ракеты «Нептун», может быть, это действительно некий аналог Taurus. Ну и самое главное: судя по срокам — это что-то такое, что, если производится Украиной, то уже давно находится в производстве, иначе бы не успели так быстро. Либо это какой-то аналог германских ракетных систем. Самое первое, что приходит в голову, — это Taurus или его какой-то упрощенный вариант.

— Насколько они могут повлиять на ситуацию на фронте?

— Скорее всего, будет все как обычно: чудо-орудия не существует, и появление какой-то дополнительной боевой системы в распоряжении ВСУ вряд ли сможет кардинально, именно появлением какой-то новой ракеты, изменить ситуацию. Если мы говорим о Taurus, их не так много в распоряжении Германии. Конечно, поставлять сотни Taurus Германия не сможет. Если речь о «Нептунах», скорее всего, можно говорить максимум о десятках единиц в первой партии. Потом будет следующая партия — вероятно, через два-четыре месяца — опять из десятков единиц. Но вряд ли Украина сможет производить такие ракеты сотнями. А если это что-то совершенно новое и неизвестное — тогда будем смотреть. Потому что надо понимать: это могут быть достаточно простые ракеты, например, какой-то аналог GMLRS — ракет для комплексов типа HIMARS, или аналог ракет, применяемых бывшими советскими системами типа «Смерч». Тогда такие ракеты действительно можно выпускать сотнями. Но все равно эти количества не решают ситуацию на поле боя.

В Кремле заявили, что ждут «важного заявления» Трампа, анонсированного накануне, чтобы понять, что тот имел в виду. И фиксируют все нюансы в комментариях Трампа.
Сам президент США заявил, что «разочарован в России» и может сделать некое важное заявление по этому поводу в понедельник. Госсекретарь США Рубио сказал, что передал Трампу новые предложения Москвы по урегулированию, представленные министром Лавровым. Он отметил, что их беседу в четверг не стоит «переоценивать», но при этом на встрече «появились какие-то моменты, на которых можно будет построить что-то большее». Кремль уточнил, что суть этих предложений не раскрывается «по понятным причинам».

Как пишет Politico, Дональд Трамп рассматривает предоставление Киеву нового пакета военной помощи стоимостью в сотни млн долларов. Деньги поступят из фонда, утвержденного конгрессом в прошлом году при президенте Байдене. Фонд «позволяет Пентагону изъять оружие из запасов армии США для Украины», говорится в сообщении. Издание напоминает, что в фонде «по-прежнему хранится около 3,8 млрд долларов».

Между тем «США могут принять решение о введении новых санкций против российской нефти уже в начале следующей недели», — говорится в аналитической записке Commerzbank AG. Bloomberg отмечает, что как только Трамп пообещал «большие новости в понедельник», нефть тут же начала дорожать.

Британская The Times, ссылаясь на западных экспертов, пишет, что Трамп из-за «разочарования в России» всерьез обдумывает введение глобального нефтяного эмбарго. Однако законопроект в текущей редакции «слишком жесткий и ударит по карману в том числе и американских потребителей».

Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Я думаю, что шансы на то, что законопроект будет принят, довольно высоки. Другой вопрос, что там вполне может быть ряд оговорок. Во-первых, уже сейчас видно, что предусмотрена 180-дневная отсрочка, которую, скорее всего, получит Россия. И уж точно в ближайшее время введения этих санкций мы не увидим, потому что любой из дальнейших вариантов — если санкции будут введены — негативен, в том числе и для стран Запада, и для самих США. Например, преимущественно нашу нефть покупают Индия и Китай. Допустим, если они не будут брать, других крупных покупателей мы на такие объемы не найдем. Придется радикально сократить экспорт и добычу. Наша нефть уйдет с мирового рынка — это спровоцирует дефицит и рост цен. Цены могут достичь трехзначных значений: возможно, 150 или даже 200 долларов. Это будет эффект, сравнимый с перекрытием Ормузского пролива, которым недавно грозили. От высоких цен пострадают и США. Сам Трамп когда-то критиковал Байдена за то, что при нем в июне 2022 года был исторический рекорд по стоимости бензина и дизеля. Тогда Россия, перестраиваясь на альтернативные рынки, сократила добычу на 1 млн баррелей в сутки, и цена уже была 120 долларов за баррель. А если одномоментно уйдет три-четыре млн баррелей? Кризис будет гораздо серьезнее. Второй сценарий — если страны не отказываются от российской нефти, а вводятся, например, импортные пошлины. Если их установить на уровне 500%, то это фактически остановка торговли. Оба варианта имеют негативные последствия для Запада».

Несмотря на смену тональности в заявлениях Трампа и вызванную этим тревожность, в серьезные действия все это не выливается, пишет Financial Times со ссылкой на еврочиновников. По их мнению, американские комплексы Patriot имеют решающее значение для защиты Украины, но не влияют на ее способность наносить ответные удары и не изменят общей динамики конфликта.

Также на Западе, по словам собеседников газеты, считают, что именно в Зеленском Трамп видит главное препятствие к заключению мира, а Путина склонен рассматривать как партнера по переговорам.