Депутаты ЛДПР и сенаторы внесли в Госдуму законопроект, согласно которому для перевозчиков вводятся штрафы за срыв графика движения. Документ затронет регулярные перевозки автомобильным и наземным электрическим транспортом, то есть автобусы, троллейбусы, трамваи, электрички и поезда.

Если с железнодорожным транспортом в целом проблем нет и расписание соблюдается, то у других сбои происходят часто. Необходимость штрафов депутаты объясняют увеличением числа жалоб россиян, в частности, на опоздания автобусов в Подмосковье.

Законопроектом предлагается установить предел опоздания за исключением проблем по не зависящим от перевозчика обстоятельствам. Для городского транспорта это не более 15 минут, для пригородного — 30 минут, для междугороднего — час, для международного — четыре часа.

Собеседник Бизнес ФМ Вячеслав — житель небольшого подмосковного поселка. Часто ездит автобусом до метро «Саларьево» и обратно. Зимой мерзнет на остановках. Автобус ходит не чаще чем раз в полчаса. Четкого расписания нет, во всяком случае, оно не опубликовано. Если этот рейс еще и на полчаса задержится, то перерывы составят час. Продолжает Вячеслав:

«Разрешенное время задержки в 30 минут для пригородного транспорта — это слишком долго, потому что невозможно планировать что-то серьезное при использовании этого транспорта. Часто сталкивался с опозданием транспорта и на 30 минут, и больше, и даже был случай, когда автобус совсем не приезжал. Дозвониться никому невозможно по тем телефонам, которые указаны на сайте этих компаний. После того как этот закон будет принят, тоже непонятно, к кому звонить и обращаться. Считаю, что этот закон будет действовать, только если у пассажиров будет возможность позвонить по горячей линии в инстанцию, которая стоит над всеми перевозчиками и которая будет накладывать на них штрафы».

Проблема с опозданиями общественного транспорта сегодня стоит остро, и административная ответственность для перевозчика не предусмотрена, подтверждает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Но, по его словам, вряд ли законопроект о штрафах примут:

Кирилл Янков председатель Союза пассажиров России «Есть много деталей, из-за которых эта норма не может быть принята. Необходимо определять, есть вина перевозчика или нет вины перевозчика. Почему автобус задержался? Потому что водитель пошел мороженое купить или потому что была пробка на дороге? Это надо расследовать, на это нужны силы, деньги и так далее. И в связи с этим, я думаю, что так просто эта норма не пройдет. Хотя она была бы полезна для того, чтобы дисциплинировать перевозчиков, чтобы было как можно меньше опозданий по их вине».

Есть и другая сторона. Сегодня огромный объем дорожного покрытия в регионах находится в очень плохом состоянии. Много грунтовок. Если перевозчика бить рублем, вырастет аварийность, считает руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения», член общественного совета МВД России по Москве Константин Крохмаль:

Константин Крохмаль руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения», член общественного совета МВД России по Москве«Я считаю, что [инициатива] не в том направлении. Нужно не штрафовать водителей, а создавать для них более комфортабельные условия: делать комнаты отдыха, повышать зарплату водителей, делать более комфортными поездки, делать больше пит-стопов для того, чтобы останавливались. В городском транспорте надо делать так, чтобы было информационное табло, когда подъедет автобус, как в Москве. А если идти по пути затягивания гаек, можно просто потерять бизнес. Транспорт из безопасного будет становиться очень сильно опасным. Водитель, боясь получить штраф, будет гнать, увеличится количество ДТП, аварий».

Пока реальных рычагов влияния на перевозчиков нет. Конечно, можно писать жалобы в администрацию в надежде, что муниципальные или региональные власти могут наказать особо нерадивого перевозчика, разорвав с ним контракт. Но это редкость. Принципиальный пассажир тоже может дойти до суда, доказывая, что из-за задержки автобуса он понес ущерб. Но и такие случаи можно пересчитать по пальцам.