Эстония задержала в своих территориальных водах танкер, идущий в Усть-Лугу
Эстония утверждает, что танкер под флагом Джибути принадлежит российскому теневому флоту. На судне, по утверждению эстонской стороны, обнаружены 40 нарушений, которые и стали основанием для задержания. Можно ли считать действия Эстонии провокацией?
Читать на полной версииЭстония утверждает, что на задержанном в пятницу танкере, шедшем в российский порт Усть-Луга, обнаружено около 40 нарушений. 29 из них серьезные и стали основанием для задержания судна. После устранения нарушений и повторной проверки Департамент транспорта Эстонии выдаст танкеру разрешение на продолжение пути.
Танкер Kiwala был задержан в пятницу в территориальных водах Эстонии. Корабли ВМФ этой страны отконвоировали его в залив Мууга для проверки. На борту судна находятся 24 человека. По данным эстонских СМИ, капитан — гражданин Китая, а остальная команда, по всей вероятности, граждане Мавритании.
По данным Marine Traffic, танкер Kiwala 2007 года постройки ходит под флагом Джибути. Однако представитель Джибути отметил, что судно не числится в их реестре и информация о владельце отсутствует, сообщает Postimees.
Насколько правомерным является задержание танкера? Говорит первый заместитель гендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:
— Оно правомерно лишь в том случае, если судно зашло в территориальные воды Эстонии, тогда государство имеет право осмотреть, остановить, проверить, возможно, задержать, но это вопиющий случай все равно. Потому что, ну, на моей памяти таких осмотров ни одно государство прибрежное не проводит никогда. Если идет гражданское судно, докладывает. Есть система репортинга так называемая. То есть, если все соответствует, то обычно дают судну проходить. Мирный проход ничем не ограничивается, и судно спокойно идет в порты погрузки. Здесь, скорее всего, сыграло то, что судно шло в сторону российских портов. То есть Усть-Луга — Петербург.
— Можно ли в Питер ходить как-то безопасно, где вот нет эстонской юрисдикции какие-то есть пути?
— Да, конечно, можно, есть зона нейтральных вод в Балтийском море, она достаточно широкая по ней. Как раз осуществляется сообщение с Калининградской областью над ней, летают самолеты «Аэрофлота» и других авиакомпаний в Калининград, то есть там достаточно широкая зона, по которой ходят пароходы и ежесуточно два-три судна отправляются из Калининграда в Петербург и обратно, где их никто не имеет права осматривать, задерживать и так далее.
Начальник департамента полиции и погранохраны Эстонии утверждает, что танкер Kiwala находится под санкциями.
Как действия Эстонии могут повлиять на морские перевозки российской нефти? Мнение ведущего эксперта Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова:
Ранее на этой неделе в Эстонии был принят закон, который дает право вооруженным силам страны задерживать и даже топить подозрительные гражданские суда.
«Россия будет искать пути противодействия этому закону», — заявил помощник президента, председатель Морской коллегии Николай Патрушев.