В Китае выдали первые лицензии летающим такси
Местные СМИ пишут, что полеты на малых высотах «станут началом новой эры для бизнеса», а предприниматели рассчитывают на популярность беспилотных авиапоездок прежде всего у туристов
Читать на полной версииОбновлено 2 апреля в 00:30
Китай стал первой в мире страной, выдавшей разрешения на эксплуатацию летающего такси. Пока речь идет всего о двух беспилотных пассажирских дронах. Они принадлежат компаниям EHang Holdings и Hefei Hey Airlines. Их хотят использовать для обзорных экскурсий в городах. В каких именно, не сообщается.
С учетом технических характеристик аппарата прогулка будет недолгой. Салон рассчитан максимум на двоих, а в воздухе машина может пробыть не больше 25 минут. И даже если авиатакси запустят как туристический аттракцион, массовым он станет едва ли, убежден авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
— Во-первых, нужно регулирование, потому что сейчас запрещены полеты подобных воздушных судов над крупными городами. Нужны они, естественно, только в крупных городах — чтобы бороться с пробками и ускорить доставку пассажиров. Вертолеты ведь существуют, а здесь это новая история. Это беспилотный летальный аппарат, который должен тоже кем-то управляться, должно управляться воздушное движение, нужна инфраструктура. Пока что это были тестовые полеты. Были проекты запуска различных летающих такси.
— Это можно организовать безопасно?
— Теоретически можно, но на сверхмалых высотах вряд ли. Они не будут над дорогами летать, как в фильме «Назад в будущее». Скорее это будет такая же история, как с вертолетами. Вопрос только в том, что вертолетов мало: МЧС, медицинские, военные и так далее. А если пытаться сделать это массовым сервисом, требуется достаточно серьезная работа над организацией воздушного движения, прокладка воздушных трасс. Все это будет строго зарегулировано. И количество таких беспилотных такси будет также ограничено.
В теории использование автономных пассажирских беспилотников выглядит практичным. Им не нужен ни экипаж, ни обучение пилотов. Насколько безопасна подобная техника, рассказывает гендиректор ассоциации Aeronext, председатель общественно-экспертного совета нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» Глеб Бабинцев:
Глеб Бабинцев гендиректор ассоциации Aeronext, председатель общественно-экспертного совета нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» «Беспилотность — это просто способ управления. Безопасность определяется надежностью, отказоустойчивостью, соответствием разным нормам и так далее. И это в Китае подтверждено. У нас это тоже может быть подтверждено, если регулятор будет к этому готов. Но пока он не готов. Если вы сели в такой беспилотник, эта техника [должна быть] давно отлажена: моторы, элементы питания, элементы конструкции. Чувствуете себя спокойно в нем и летите. Главное, не надо шевелиться, прыгать, бегать и совершать какие-то недопустимые действия. Я считаю, что это достаточно безопасно. Я бы полетел. В России у нас подобные проекты есть. Это, например, «Транспорт будущего» из Самары, это «Эколибри» из Москвы, но зеленый свет на такие полеты им пока не видать. Инфраструктура городов вполне пригодна для полетов — мы же видим в небе пилотируемые воздушные суда. Летать над городами можно. Но это вопрос отношения регулятора к таким полетам и вопрос безопасного взаимодействия пилотируемых и беспилотных воздушных судов в этом самом общем воздушном пространстве».
Идея поднять традиционное такси в небо не нова. Она активно продвигалась еще в Советском Союзе: в 1958 году между Симферополем и Ялтой запустили вертолетную линию для отдыхающих. Похожая опция позднее была и в Москве — между аэропортами «Внуково» и «Шереметьево». Сейчас над идеей запуска аэротакси работают около 300 компаний по всему миру. В 2026 году планируют открыть линию в Дубае — там будут курсировать пилотируемые аппараты на электротяге для четырех пассажиров. Об удачных стартах беспилотных кабин сообщали в Германии, Японии, Сингапуре и Объединенных Арабских Эмиратах.
Каковы шансы у России встать с ними в один ряд? Отвечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
Власти Китая уже назвали сектор маловысотных беспилотных перевозок движущей силой экономического роста.