The Economist опубликовал новый «индекс Биг Мака»
Параметр показывает условную недооцененность или переоцененность национальных валют к доллару на основании цен в McDonald’s в разных странах
Читать на полной версии«Индекс Биг Мака» родился в редакции The Economist почти 40 лет назад как полушуточный способ оценки реального курса валют. Дескать, бургеры везде одинаковые, а если в США «Биг Мак» стоит 1 доллар, а в другой стране — эквивалент 2 долларам, значит, биржевой курс местной валюты завышен вдвое: бургеры-то везде одинаковые. Свежие данные журнала показывают, что подавляющее большинство валют к доллару недооценено. Шекель на 18%, юань почти на 40%, гривна на 50%. Исключение составляет евро (+2,8%), норвежская крона, швейцарский франк и несколько валют Южной Америки — в этих странах «Биг Мак» в переводе на доллары стоит дороже его сегодняшней цены в США, 5,79 доллара.
Для России индекс не рассчитывается после ухода из страны McDonald’s, но если использовать аналог, «Биг Хит» от «Вкусно — и точка», почти идентичный по составу и пищевой ценности, российская валюта оказывается недооцененной к доллару где-то на 60%. Это немного ниже последнего замера The Economist в 2022 году, когда было 65%, но значительно выше показателей первой половины 2010-х годов, тогда индекс показывал лишь 30-процентную недооценку рубля. А можно ли вообще приравнивать «Биг Хит» к «Биг Маку»?
Комментирует ресторатор, совладелец и гендиректор Black Star Burger Юрий Левитас:
Юрий Левитас ресторатор, совладелец и гендиректор Black Star Burger «Вполне, потому что конкретно, какие технологические цепочки сохранились во «Вкусно — и точка», может сказать только менеджмент «Вкусно — и точка». Но, скорее всего, все равно McDonald’s использовал местное производство. Когда-то давно, когда McDonald’s только вошел в Советский Союз в 1989 году, были у них сложности, но потом, насколько я знаю, все равно все делалось, производилось на местном рынке. И поэтому ничего, мне кажется, не изменилось — и в качестве вкуса, и в качестве продукта, все тоже самое осталось».
С другой стороны, «индекс Биг Мака» не обязательно отражает стоимость валюты, потому что цена бургера определяется не столько рынком, сколько положением на нем McDonald’s. Утрируя, в США сеть считается почти столовой для бедных, а в условном неблагополучном государстве — чуть ли не рестораном высокой кухни. Не преувеличивать значение индекса призывает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
Кроме того, некоторые тренды индекса можно назвать аномальными. Например, несколько лет назад, до обвала турецкой валюты, «индекс Биг Мака» определял ее как жутко недооцененную к доллару — на 60%. А теперь, когда курс лиры рухнул в три раза, «Биг Мак» показывает недооценку только на 8%. Вероятно, причиной этого стал все же не логический парадокс, а просто изменение ценовой политики в турецком McDonald’s.