Штрафы за вождение СИМ в нетрезвом виде: сработает ли мера?
Законопроект предполагает дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой статьей «управление средством индивидуальной мобильности или велосипедом в состоянии опьянения». За такое нарушение, если оно не привело к уголовному преступлению, грозит штраф от 20 тысяч до 30 тысяч рублей
Читать на полной версииПравительство поддержало законопроект о штрафах за пьяное вождение электросамокатов. Нарушителям грозит до 30 тысяч рублей. Также предлагается ввести штрафы до 5 тысяч рублей за превышение скорости на электросамокатах и до 3 тысяч рублей — за езду вдвоем. Законопроект в случае принятия вступит в силу с 1 марта 2024 года.
Опрошенные Business FM представители кикшеринговых сервисов нововведение поддерживают. В их правилах и так запрещены поездки в нетрезвом виде. Также они пытаются отслеживать и блокировать аккаунты тех, кто ездил на самокате вдвоем, втроем и так далее. Что касается превышения скорости, у прокатных самокатов есть свои механизмы для регулирования. Но главная проблема — частные самокаты, которые никак и никто не ограничивает.
Эксперты считают: законопроект стоит значительно доработать, в нем не учтены многие моменты. Даже если самокатчика оштрафуют за пьянство при управлении самокатом, водительское удостоверение для такого транспорта не требуется, человек оплатит штраф и будет жить дальше. А штрафы не очень большие. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что для начала нужно вводить регистрацию электросамокатов, а потом уже говорить про штрафы и контроль. Не говоря уже об измерении содержания алкоголя в крови:
Непонятно, как поступать с несовершеннолетними, которые пользуются самокатами (а их большой процент), на кого перекладывать их ответственность в случае нарушений. Ранее звучала инициатива вообще запретить езду на электросамокатах для детей и подростков. Она исходила от замначальника ГИБДД по столице Евгения Логиновского. Также в документе не прописана работа с доставщиками еды. А они нарушают правила сплошь и рядом.
Впрочем, сами самокатчики считают предложенное регулирование излишне строгим. Представитель сообщества «Электроклаб», руководитель Центра индивидуальной мобильности Михаил Денисов как аргумент приводит статистику нарушений с электросамокатами:
— По Москве за 2023 год на электросамокатах погибли шесть человек. Я не говорю, что это мало, но, притом что на пешеходных переходах ежемесячно погибают 60 человек, статистика говорит о том, что СИМ не такие уж страшные.
— Наверное, пострадавших очень много?
— Сегодня готовил информацию для Мосгордумы по поводу анализа статистики от ГИБДД. Там четко прослеживается, что электросамокат идет по травмоопасности на последнем месте среди других средств передвижения, таких как автомобили, мотоциклы и обычные велосипеды.
— Было шесть погибших. А сколько пострадавших за этот период? Есть у вас статистика?
— В два раза меньше, чем у велосипедистов, и кратно меньше, чем у автомобилей.
У Научного центра безопасности дорожного движения своя статистика. С января по сентябрь этого года по всей России зарегистрировали больше 2,5 тысячи ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. Это на 216% больше, чем год назад. За первые девять месяцев в ДТП с участием СИМ погиб 31 человек. Это более чем в полтора раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Среди погибших — трое несовершеннолетних младше 16 лет.