
Цитаты персоны
Все персоны
Александр Харыбин
риелтор, эксперт рынка недвижимости
Мнение к материалу от 25 июня 2025 года:
««Ведомости»: в Москве третий месяц дешевеют новостройки»
«Если брать все новостройки по Москве — в полях картофельных, много где еще — может быть, такая статистика есть. Мы следим, в основном, за ликвидными вариантами, за объектами возле метро, в хороших локациях, недалеко от центра, по хорошей цене. С апреля там был хороший рост цен, где-то с ноября — декабря цены выросли на 20-30%, с апреля еще продолжали расти. И сейчас только по некоторым проектам есть скидки, причем по штучным лотам, не по всем. Рынок немножко остывает, но при этом по большинству новостроек в хороших объектах цены остаются гораздо выше, чем в апреле, и большого снижения, тем более на 14%, я не вижу. Вчера была новость, что «ПИК» скинул на 10% цены в Первом Дубровском, но там всего несколько квартир было, и ценники там за однокомнатную квартиру в 31 квадратный метр были вчера 15,5 млн рублей. В этом районе очень высокая цена, трудно говорить, что это суперскидки. Та же ÁLIA, тоже писали, на 22% снизили цены, но я открываю и смотрю, что квартиры по 17 млн рублей за 35 метров и с ключами в 2028 году. То есть с апреля мы выросли как раз на те же 10%, если мы сейчас откатимся хотя бы до апрельских цен по ликвидным лотам, будет очень хорошо, люди этого ждут и надеются, но пока только штучные скидки и распродажи».
Мнение к материалу от 11 июня 2025 года:
«Продажи новостроек в Московском регионе продолжают падать»«Из-за высокой ставки сейчас очень много проектов ушли в стол, застройщики тянут, не выводят, потому что свои деньги тоже могут класть на депозит и те же 15-20% получать, и получается ситуация, при которой строить просто невыгодно. Кредиты очень дорогие, сейчас стараются вовремя наполнять эскроу-счета, чтобы проектное финансирование было доступным, но все равно работать сейчас крайне сложно. Ну и получается ситуация, при которой сейчас есть два фактора очень важных. Первый фактор – это снижение объемов, если посмотреть на «Дом.РФ», то там распроданность объектов в два раза выше, чем нормальная. Распродаются в два раза быстрее, чем строят, и остается мало объектов, покупать становится нечего потихоньку на рынке. Сейчас еще что-то есть, но я вижу, что все равно уходит предложение. И второй момент, действительно, цены очень серьезно подняли. Если все будет идти нормально, то по большому счету, ЦБ начнет снижать ставку, инфляция начнет снижаться, в связи с этим будут люди потихонечку свои деньги куда-то перекладывать, кто-то на фондовый рынок, кто-то в недвижимость – то есть плавный-плавный рост без рывков в ближайшие годы вполне может быть и цен, и продаж, и всего остального. И стройка начнет оживать опять, постепенно. Но тут нужна ставка хотя бы 12-15%».
Мнение к материалу от 6 июня 2025 года:
«Новый закон отрегулирует деятельность риелторов» «Мне сложно предположить, как этот закон будет помогать бороться именно с мошенниками, потому что мошенники не являются риелторами, они просто звонят людям по телефону, обманывают их, в том числе с помощью видеозвонков, никакой связи здесь нет с риелторами. Другой вопрос, что собственники продают квартиры и отдают деньги мошенникам часто через риелторские агентства. Но здесь какая разница, риелторское агентство зарегистрировано будет в этих реестрах, не зарегистрировано, разницы нет никакой совершенно. Это какая-то мера косвенная, скорее, наоборот направленная на то, чтобы как-то обелить рынок риелторских услуг, но это мы тоже все проходили, в 90-х были лицензии, существовали фирмы-прокладки, выдающие документы на право заниматься риелторской деятельностью, и делалось это все тоже с коррупционной составляющей. Поэтому тоже не помогло, лицензии отменили, и все работают как работают. Необязательно официально оформляться, если ты работаешь, например, только со своими клиентами, которые тебе наличным заплатят, которым не важен договор, а важно лишь качество твоих услуг, если ты профессионал на рынке. Так же сейчас в Москве работают большинство частных риелторов, просто берут деньги наличными, оказывают услуги, даже без договора зачастую. Что есть эти лицензии, что нет, говорят, что они просто помогают в каких-то вопросах, консультируют, самозанятым нельзя получать комиссию риелторскую, но можно оказывать консалтинговые услуги что мешает пробивать чек за консультационные услуги, а не за сделку и комиссинные. Поэтому инициатива сырая, ее прорабатывать и прорабатывать, и соблюдать эти законы будут только в случае, если будут очень жесткие санкции, штрафы вплоть до уголовного преследования. Но здесь другой вопрос тогда, а надо ли это все делать, это же тоже повлечет за собой кучу негативных факторов. Даже если сделать, что помешаете предприимчивым людям открыть фирмы, зарегистрироваться, получить лицензии, как это было в 90-е, и продавать их просто любому желающему, пришел, сделал вид, что сдал экзамен, тебе поставили какие-то оценки. То есть нагромождение правил может, наоборот, загнать рынок в еще большую тень».
Мнение к материалу от 25 апреля 2025 года:
«Правда ли, что зумерам больше не нужны кухни?»«Одно дело, когда ты снимаешь гостиницу на десять дней, приехав посмотреть какой-то город: тебе не хочется ничего готовить, тебе хочется гулять и наслаждаться новыми впечатлениями. Другое дело, когда ты живешь дома действительно без кухни. У нас сейчас был кейс: квартира с условной кухней — пару шкафчиков, чисто подогреть. Откровенно плохо она уходила в аренду. Нет, я с этим не согласен пока что категорически, я не вижу этой тенденции, хотя молодежь у нас много снимает и покупает квартиры».
Мнение к материалу от 7 апреля 2025 года:
«В Москве седьмой месяц подряд снижается стоимость аренды жилья»«Цены были ровно год назад ниже в это время, то есть с прошлогодних цен они выросли, но, если мы говорим про сентябрь и август, то да, тогда было 10 тысяч квартир в аренде, студенты приехали, на работу люди приехали, все разобрали, не было столько объектов, и сейчас буквально эти месяцы с осени у нас 33 тысячи квартир, то есть количество квартир выросло в три раза, спрос остался прежним, а количество квартир выросло, и цены действительно снизились на 20-30% от самых пиковых значений августа-сентября. Если студия стоила тогда 65-70 тысяч в месяц, то сейчас она стоит 55-60 тысяч в месяц, если однушка стоила 100 тысяч в месяц, то сейчас она стоит 75-80 тысяч в месяц. Но год назад такие же студии стоили на 5 тысяч дешевле, а однушки — на 10 тысяч. В целом, спрос есть, цены достаточно высокие, но тренд на снижение есть. Обусловлено это парой факторов, первое — это сезонность: в Москве всегда весной и летом все на чемоданах, студенты уезжают, люди планируют отпуск, все, кто хотел, сняли, спрос обычный, без рывков, в мае-июне минимальный спрос. А потом спрос начинает расти, в августе и сентябре достигает апогея, потому что все приезжают на работу в Москву, количество квартир снижается, растет цена. Сезонность хороша, когда рынок не колбасят другие факторы, вроде начала СВО, пандемии и остального, какие-то кризисы. Если кризисов нет, сезонность в сентябре максимальная. Сейчас у нас высокая ставка ЦБ, вроде как безработица минимальная, но все равно где-то начинают людей сокращать, особенно ненужных, потому что бизнесу все сложнее работать, поэтому часть квартир может потихоньку освобождаться, и очень много людей вывели квартиры в аренду, потому что у нас в ноябре рубль падал, и сейчас нестабильная ситуация, продавать квартиры люди не хотят, просто так чтобы они стояли, жрали коммуналку, тоже не хотят, все, кто смог, тем более при таком росте цены осенью, все выводят квартиры в аренду по максимуму».

Business Break:


Имя нарицательное. Часть 2

Фальшивая история: как в России появились поддельные деньги
Тесты:

Наши в Голливуде

Историческая викторина
