
Цитаты персоны
Все персоны
Алексей Маслов
директор Института стран Азии и Африки МГУ, востоковед
Мнение к материалу от 4 июля 2025 года:
«США начали рассылать торговым партнерам письма об установлении односторонних тарифов»«Китай в принципе ожидал, что вилка попозже может быть пересмотрена, и Трамп ожидал с Китаем быстрой победы. Поэтому Китай кое-что открыл для США, например, поставки редкоземельных металлов в ответ на уменьшение пошлин. Китайская и американская сторона договорились продолжить диалог, и в принципе он должен был продолжиться в июле-августе, как было намечено, а потом еще новая итерация - это уже в сентябре, то есть практически постоянно находиться в диалоге. Но мы видим по высказываниям китайской прессы, американцы не дали те пошлины, которые обещали, то есть не уменьшили. Более того, они угрожают и увеличить их. Как следствие, и Китай может притормозить обеспечение редкоземельными металлами, а также различными магнитами и магнетитсодержащими металлами США. То есть в общем то, что наметилось как сближение, оно очевидно не удалось. Интересно, что США по-прежнему действительно очень серьезно давят пошлинами на ряд азиатских стран, прежде всего на страны, которые, казалось бы, не очень значимы для американской торговли, например, Лаос, Камбоджа. Но эти страны очень тесно общаются с Китаем, и на их территории до сих пор, как утверждают американцы, работают китайские предприятия, принадлежащие Китаю, и это рассматривается как попытки обойти со стороны Китая тарифные барьеры и пошлины. Зависли также переговоры с Вьетнамом, потому что на Вьетнам были наложены очень большие пошлины, одни из самых высоких в Азии. Вьетнам сразу признался, что готов вести конструктивные переговоры, и даже сумел притормозить строительство нескольких китайских заводов на севере Вьетнама, но и это, судя по всему, особо не повлияло на американскую позицию. То есть судя по всему Трамп хочет дожать Азию, прежде всего Юго-Восточную Азию, которая идеологически и экономически близка Китаю, и Китай. Но я думаю, что в любом случае все будет зависеть от американо-китайских переговоров, которые до конца лета все-таки должны состояться».
Мнение к материалу от 25 июня 2025 года:
«Ближний Восток взбодрил проект «Сила Сибири — 2»»«Я предполагаю, что пока это наши хотелки, что «Сила Сибири» в связи с ситуацией вокруг Ирана заметно актуализируется. Потому что вопрос по «Силе Сибири» упирается не в то, что у Китая негде покупать, например, новые объемы газа, а в том, что Китай хочет вообще диверсифицировать свои поставки — что, кстати говоря, и показала ситуация вокруг Ирана, и вокруг Ормузского пролива. Дело в том, что через Ормузский пролив идет почти 70% всего газоконденсата, всей нефти, которая направляется в страны Азии. Конечно, самый большой потребитель — это Китай, и Китай сейчас понимает, что вот такая привязка к узким проходам или к одной стороне делает Китай весьма и весьма уязвимым. Китай, скорее, будет сейчас делать упор не столько на пересмотр «Силы Сибири — 2», но на поиск новых стран и новых баз. А для того, чтобы перезапустить сам по себе проект, придется серьезно пересматривать очень много позиций и Китаю, и России. Мы понимаем, что не очень конструктивна позиция Монголии в этом плане, поэтому есть планы и вести этот газопровод через другую территорию, безусловно, это вопрос цены. Ну и самое главное — сегодня Китаем в целом разведаны новые запасы газа, как и нефти, они недостаточны для внутреннего китайского рынка, но компенсируют первичную потребность. Для Китая российский газ если не самый дешевый, то один из самых дешевых, это правда. Но здесь есть вопросы, скорее, политические, потому что пока время работает на Китай, то есть чем больше Китай тянет время, тем больше, вероятно, может упасть и цена, потому что других крупных покупателей газа у России пока не намечается. Я думаю, что и в сентябре, во время визита Путина в Китай, скорее всего, это будет включено в повестку. Но мы видим и другое: Китай весьма вяло на это реагирует, иногда пропускает мимо ушей, как это было, если не ошибаюсь, на Владивостокском форуме в прошлом году. Пока Китай не показал свое желание полностью уйти из такой двойственной позиции, когда некоторые платежи в Китае и некоторые поставки туда и оттуда испытывают ряд затруднений. То есть КНР, конечно, по-прежнему боится вторичных санкций».
Мнение к материалу от 20 июня 2025 года:
«Путин на ПМЭФ высказался о конфликтах на Украине и Ближнем Востоке»«Проблема, и это отмечал и Путин, и многие другие выступающие на форуме, заключается в том, что идет системная и систематическая попытка мировой дестабилизации. Причем по самым разным областям: и на Ближнем Востоке, и вокруг Украины, и, к сожалению, сейчас мы видим очаги напряженности в Восточной Азии. В целом это может привести мир к очень серьезному коллапсу, прежде всего к торговому, к инфраструктурному. И поэтому возвращение к новой нормальности, когда миру придется признать многополярность, — это вопрос сейчас номер один. На мой взгляд, если мы посмотрим даже на мнение не столько политики, сколько бизнеса, в том числе бизнеса, который присутствует сейчас в Санкт-Петербурге, и не только российского, но и международного, все, мне кажется, сходятся на этом знаменателе — надо останавливаться, фиксировать ситуацию и начать разумное обсуждение. Потому что удары по мировой экономике очень существенны. А это, в конце концов, приводит и к дальнейшей политической эскалации. Сейчас это не просто противостояние идеологии и здравого смысла, это противостояние концепции развития мира. Мне кажется, что большинство стран, которые сейчас находятся в Азии, в Африке, безусловно, сама Россия, значительно более рационально подходят к ситуации, чем, например, страны Европы и ряд кругов США. Вообще, я обратил бы внимание, что практически на всех форумах, где выступает Путин — это и прошлый владивостокский форум, и нынешний санкт-петербургский форум, — он выступает со значительно более миролюбивых позиций и значительно более успокаивающих позиций, чем некоторые политики и комментаторы. Как раз мне кажется очень правильно, что не нужно говорить про ядерный пепел, потому что не надо все время стимулировать ситуацию словами, иначе она может реализоваться. Есть и другой выход — переговорный, он довольно сложный, он очень долгий, и очевидно, что речь пойдет не о месяцах, а, возможно, о годах».
Мнение к материалу от 7 июня 2025 года:
«Делегации США и Китая на встрече 9 июня обсудят торговое перемирие»«После того как Трамп и Си Цзиньпин поговорили по телефону и даже особо не распространялись о тематике разговора, они договорились, судя по всему, о том, что надо отступить от красной черты и вести какие-то позитивные переговоры. Поэтому довольно велика вероятность, что сейчас уже на встрече представителей обеих сторон будут достигнуты договоренности. Скорее всего, в связи с тем, что сейчас подходит срок либо продления [соглашения], либо включения тех тарифных барьеров, которые Трамп обещал в отношении Китая, сейчас будут тарифы отменены или уменьшены до нормальной позиции. Прежде всего, наверное, речь пойдет об агропромышленном комплексе, о продуктах высоких технологий, о поставках ряда металлов и металлоконструкций, потому что, судя по всему, Китай крайне не заинтересован в продаже по таким большим тарифам своей продукции. Более того, даже появилась большая группа американских контрабандистов, которые быстро наладили поставки через третьи страны в обход санкционной политики Трампа. То есть она с этой точки зрения не удалась. Думаю, что окончательно все тарифы не будут приведены к состоянию нормы. По большинству товаров наверняка они станут от 7% до 20%. Но самое главное — американская сторона, , скорее всего, объявит, что Китай еще больше открывает китайский рынок для американских товаров и бизнесменов, что Китай обязуется не использовать обходные каналы для поставок своих товаров в США через третьи страны. Китай, конечно, заявит, что ситуация нормализована. Тем не менее удар уже сегодня по китайской экономике, а также по некоторым областям американской экономики, прежде всего по сельскому хозяйству, нанесен очень серьезный. И дольше держать такие тарифы, которые измеряются трехзначными цифрами, было просто невозможно».
Мнение к материалу от 5 июня 2025 года:
«Трамп и Си обсудили тарифы во время телефонного разговора»«Сам факт того, что два лидера поговорили, позитивный, потому что это как минимум позволяет обеим сторонам отойти от красной черты, поскольку подходит к концу временная заморозка повышенных тарифов, это волнует и США, и Китай. Судя по всему, обеим сторонам надо было понять, будет продолжена эскалация или возможна договоренность. Поскольку комментарии очень сдержанные, я думаю, что здесь довольно жесткую позицию занял Китай, потому что многие высказывания Трампа в отношении Китая были до этого времени весьма жесткими и в ряде случаев даже оскорбительными. Даже не столько тарифы задевали Си Цзиньпина, сколько сам тон. Я думаю, что стороны, скорее всего, договорились, что дальнейшей эскалации не будет, что возможно продолжить разговор. И неслучайно Трамп назвал Китай великой нацией, это такой символ вежливости в отношении Китая, это говорит о том, что, скорее всего, готовится какое-то соглашение, которое позволит если не отменить тарифы, то постепенно уменьшить тарифы по ряду позиций, например по сельскому хозяйству, как показывают утечки, по электронике. Это приведет ситуацию в экспортно-импортных операциях если не к нормализации, то по крайней мере разморозит эти отношения».

Business Break:


История курса, или Курс истории. Часть 2

Имя нарицательное. Часть 2
Тесты:

Хорошо ли вы знаете основные достопримечательности Москвы?

Разбираетесь в советских автомобилях?
