
Цитаты персоны
Все персоны
Станислав Митрахович
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета
Мнение к материалу от 7 января 2026 года:
«FT: Chevron и инвестгруппа Quantum объединяются для покупки зарубежных активов «Лукойла»»«Речь идет об очередном варианте сделки, который может реализоваться, но может и не реализоваться, потому что западная пресса уже несколько недель подряд сообщает различные варианты и комбинации этой сделки: кто именно покупает активы «Лукойла», частями или все вместе. Там назывались уже многочисленные претенденты из энергетических отраслей, и инвесторы, и из других отраслей, и финансовые инвесторы, и даже были предположения, что какие-то государства могут принять в этом участие на уровне своих правительств. Но в итоге продолжается подборка этих вот вариантов, которые в итоге кажутся приемлемыми для «Лукойла». Что касается конкретно варианта Chevron и Quantum , то, наверное, это тоже может быть. У Chevron явно есть интерес к производительным мощностям «Лукойла», добывающим мощностям. Наверное, в меньшей степени это касается, например, Ирака, а в большей степени касается региона Каспийского моря. В Ираке, скорее всего, актив логично было бы передать американцам из Exxon, но опять же, тут тоже все в стадии предварительных соглашений. С точки зрения того, как удобнее реализовать сделку для «Лукойла», самое важное - это даже не то, что она будет проведена за одну операцию, за две или за несколько, а очень важно, чтобы покупатель не договорился с американскими властями, с американским Минфином, ну это президентская вертикаль власти в Америке. Соответственно, чтобы деньги, которые получит покупатель, можно было вывести на какой-то счет, где эти деньги будут доступы «Лукойлу». Потому что в противном случае, если формально следовать тем санкционным мерам, которые американцами были приняты, «Лукойл» после получения денег не сможет иметь к ним доступ. Соответственно, нужно сделать исключение, а эта уже задача ложится на покупателя и на его лоббистские возможности».
Мнение к материалу от 3 января 2026 года:
«Спецоперация США не затронула нефтяную инфраструктуру Венесуэлы» «Считать, что американцам нужны были именно нефтяные запасы Венесуэлы, на мой взгляд, не очень правильно. В Венесуэле и так уже работала американская компания Chevron. Соответственно, она и добывала там нефть, было у нее разрешение и от Вашингтона, и от Каракаса, и нефть даже отгружалась в Америку, и блокада ничего не поменяла. Насчет того, насколько у Венесуэлы большие запасы, все исходят из данных Energy Institute, и есть подозрение, что эти данные не вполне адекватны. Если бы Венесуэла была действительно богатой нефтяной страной нефти, нефти было много, ее было бы удобно добывать, Венесуэла не была бы настолько бедной стороной, просто ультрабедной. Поэтому наличие этих запасов само по себе ничего не дает. Они либо далеко расположены, глубоко, либо нужно использовать специальное оборудование, чтобы эту нефть потом дорабатывать до той кондиции, когда ее можно будет использовать, она очень густая. Короче говоря, с точки зрения геологи там все очень даже не просто. Мадуро не был проблемой для того, чтобы Америка добывала нефть в Венесуэле или покупала нефть у Венесуэлы. Венесуэла в силу, с одной стороны, санкций, а с другой стороны, очень неэффективной системы управления, которая там существовала, не могла наладить производство нефти и экспорт в больших количествах. Нефтяной экспорт Венесуэлы, по разным оценкам разных западных агентств, составлял в последнее время, еще даже до блокады 0,5-0,9 млн баррелей в сутки, но человечество потребляет 100 с лишним миллионов баррелей в сутки нефти. Просто уход Венесуэлы с рынка мгновенно на рынке точно не скажется, разве что Китай с Индией сейчас, возможно, будут более активно покупать именно российскую нефть, ожидая, что мало ли, что там будет еще с Венесуэлой. Если говорить про цены на нефть, может быть они чуть-чуть и взлетят пока будет переход власти. Потом, видимо, будут уменьшаться с расчетом на то, что в Венесуэлу будут активно инвестировать американские нефтяные компании. Но это точно произойдет не сразу, не будет масштабного падения цен на нефть из-за того, что американцы через пару-тройку лет нарастят добычу. Что касается дисконтов на российскую нефть, они сейчас и так сокращаются потихоньку, по мере адаптации к санкционным реалиям. И есть еще такой момент, как российская собственность в Венесуэле. Ну, лет 15 назад российские нефтяные компании активно приходили в Венесуэлу, был целый большой заход, но потом они почти все ушли. В том числе и по той причине, что работа с тяжелой нефтью оказалась не очень выгодна, в мире можно найти более интересные запасы с точки зрения экономики. Так что сейчас на самом деле больших активов у России в Венесуэле уже нет».
Мнение к материалу от 25 декабря 2025 года:
«Крупнейший в Индии нефтепереработчик Reliance Industries снова покупает российскую нефть»«История в духе: отродясь такого не было, и вот снова. С самого начала было понятно, что разговоры, которые ведутся в западных информационно-аналитических агентствах со ссылкой якобы на источники на рынке, что Индия кардинально сократит закупки российской нефти, и при этом крупнейшие индийские компании отказываются от проведения сделок с этой ужасной российской нефтью. Все эти разговоры в пользу бедных, в пользу того, чтобы успокоить американцев, получить время на выстраивание дополнительных удлиненных цепочек посредников, достижения договоренностей со всеми посредниками, трейдерами, судовладельцами, страховщиками для того, чтобы можно было нефть продолжать получать под другим флагом или через посредников. Когда российские компании «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» в начале 2025 года попадали под санкционные удары, происходило то же самое, были такие же заявления. Прошло несколько месяцев, «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» продолжают работать. Осенью 2025 года под удар попали «Роснефть» и «Лукойл», аналогичные были ожидания у тех, кто понимает, что происходит. Прошло еще полтора месяца, и выясняется, что, оказывается, крупнейшие индийские компании продолжают получать российскую нефть, только статистически она отображается уже как нефть от другого поставщика, будь то российский или иностранный, либо эта цепочка посредников. Нам нужно экспортировать нефть, потому что, несмотря на сокращение, например, нефтегазовых доходов в доле доходов в бюджет российского правительства, все равно это важная часть российской экономики. Поэтому в условиях того, что наша нефть не может идти на Запад, нам нужно, чтобы она шла покупателям в Индии. Но для того, чтобы наша нефть дошла до Индии, приходится расплачиваться дисконтом. Все эти удлиненные цепочки посредников требуют денег. Отчасти, я думаю, российские компании или близкие к ним тоже могут на этом зарабатывать, и на трейдинге, и на морском страховании. Но тем не менее это все довольно большие расходы. По данным «Аргуса», дисконт на российскую нефть больше 20 долларов, это очень много. Но я думаю, по мере того, как эти цепочки будут выстроены, дисконты будут снижаться».
Мнение к материалу от 17 декабря 2025 года:
«Трамп заблокировал поток нефтяных танкеров в Венесуэлу и из нее»«Рынок реагирует на такую новость. Если действительно экспорт нефти из Венесуэлы сейчас прекратится, это будет поводом для соответствующих спекулянтов играть на повышение стоимости нефти. Вопрос – до какой степени там реально жестко обещания Трампа и угрозы будут реализовываться. Вопрос еще в том, сколько это продлится, не будет ли заключено какое-то промежуточное соглашение, потому что были утечки в западную прессу, где он сказал, что готовы, якобы американцы достичь соглашения. По ходу Трамп обещает подробности, но посмотрим. Пока, конечно, рост цен будет наблюдаться. Если действительно Трамп будет жестко действовать, то есть не будет пропускать танкеры, которые экспортируют венесуэльскую нефть, для Венесуэлы это будет падение доходов очень существенное. Объемы нефтедобычи сократились по сравнению с теми временами, которые были несколько лет назад, но все равно, нефть идет в Китай, прежде всего, не всегда отображается в своей статистике, зачастую показывается под видом малазийской нефти или еще какой-нибудь. Если она внезапно прерывается, ситуация внутренняя дополнительно будет ухудшаться, будет ли это приводить к каким-то переворотам и прочему – это отдельный вопрос. Для других это будет означать возможность заработать на венесуэльских проблемах, с одной стороны, а, с другой стороны, это будет означать, в том числе и для некоторых других стран, что, потренировавшись на Венесуэле, американцы что-нибудь похожее будут пытаться проделать с другими странами. У нас до сих пор есть обсуждения того, что будут меры против российского теневого флота и так далее».
Мнение к материалу от 16 декабря 2025 года:
«Reuters: Midad Energy стала одним из главных претендентов на активы «Лукойла»»«Назывались различные кандидаты на покупку активов «Лукойла». Активы «Лукойла» будут продаваться частями. Скажем, активы в Восточной Европе могут перейти одним покупателям, активы в Ираке — другим, активы в Казахстане, в Азербайджане — третьим, активы в Мексике, в африке — четвертым. Саудовская Аравия — это одна из тех стран, которая обладает крупными денежными резервами для того, чтобы их потратить. Поэтому почему бы и нет? Некоторые активы «Лукойла» действительно могут перекрыть интересы с точки зрения бизнеса добыча. Активы в Казахстане это вполне серьезный актив. Там добываются крупные объемы нефти и действует льготный налоговый режим. Тоже самое касается ряда других стран. Что касается Восточной Европы, нефтепереработки, то эти предприятия могут быть вполне прибыльными. Они производят товар, который в регионе востребован и без которого обойтись не получится. Кстати, тот факт, что называется все больше и больше покупателейя, показывает, что на самом деле активы «Лукойла» действительно интересны. Если бы эти активы были неинтересны, если они были бы настолько политически токсичными, что никто бы на них даже не посмотрел, то, собственно, мы бы с вами не обсуждали, что-то американцы готовы их купить, то, например, венгры, саудовские компании или еще кто-нибудь, даже были сообщения, что один из бывших владельцев Pornhub был готов купить. Это говорит о том, что актив представляет собой реальную экономическую ценность. Для «Лукойла» чем больше будет покупателей или потенциальных покупателей, или потенциально желающих купить его активы игроков тем лучше — можно будет рассчитывать на меньший дисконт за все эти активы, что уже хорошо для российской стороны. Саудовская Аравия — страна, которая имеет очень хорошие связи с американскими республиканцами, в том числе с администрацией Трампа. В отличие от демократов с республиканцами у саудитов отличные отношения. Я не исключаю, что, возможно, это тоже как-то могло быть оговорено, скажем, что американцы позволят активам «Лукойла» после того, как они переведут в собственность саудитов, как-то функционировать».

Business Break:


Без купюр: как появились бумажные деньги

Говорящие фамилии. Часть 2
Тесты:

Домашнее задание

Греческие каникулы




