16+
Суббота, 15 марта 2025

Цитаты персоны

Все персоны
Николай Топорнин

Николай Топорнин

директор Центра европейской информации

Высказанные мнения:

сортировать   по рейтингу / по датерейтинг / дата
Мнение к материалу от 7 марта 2025 года:
«Туск: Киев вряд ли получит гарантии безопасности от США»
«Государства — члены ЕС, 26 из них, кроме Венгрии, как всегда, у Венгрии особое мнение – согласились с предложением Урсулы фон Дер Ляйен о том, что нужно фактически готовить новую оборонную концепцию ЕС, потому что в настоящее время, по мнению Еврокомиссии, оборонный потенциал стран Европейского союза не отвечает реалиям времени. И вот для того, чтобы ликвидировать это отставание, лидеры ЕС приняли многообещающую амбициозную программу перевооружения. Программа предусматривает увеличение военных расходов национальных государств, входящих в ЕС, на 1,5%. Вот такая амбициозная задача поставлена, ее надо реализовать в течение четырех лет. Кроме того, на форуме, конечно, красной нитью проходила тема, связанная с президентом Зеленским и его ухудшением отношений с Трампом, и мы знаем, что США сейчас на время приостановили поставки вооружений и прекратили делиться разведывательной информацией по военным каналам. Они видят, что США вообще могут начать оказывать давление на Киев, чтобы в конечном счете прийти к каким-то мирным компромиссам. Но у Евросоюза совсем иная позиция: они пока не склонны заставлять Киев идти на уступки. Наоборот, они считают, что только сильная Украина на поле боя будет иметь намного больше шансов добиться мирного соглашения с гарантией безопасности. Вот здесь позиции США и ЕС сейчас кардинальным образом расходятся, и теперь получается, что в рамках этой новой системы координат Европа будет играть главную роль в поддержке Украины. Но это не только деньги, это и поставка вооружений, и получается, сегодня американцы говорят, что – да, вы можете купить у нас американские системы и поставлять их Украине. Но сами европейцы уже говорят: знаете, это сегодня так Трамп говорит, а завтра скажет, что нет, мы вообще не будем продавать вам вооружение, чтобы его использовали на Украине, потому что иначе мира никак не добиться. И что тогда делать? Тогда, значит, нужно самим производить это вооружение и самим им распоряжаться, и чтобы не зависеть от Соединенных Штатов Америки. Раз уж мы решили поддерживать Украину до конца, то мы должны обладать такими возможностями, чтобы не только на словах ее поддерживать, но и реально поставлять нужное вооружение. Все это требует в совокупности перезапуска функционирования военно-промышленного комплекса Европы. И вот сегодня, когда они столкнулись с угрозой потерять поддержку США в военной сфере, они выяснили, что у них потенциал свой значительно сократился, снизился, не отвечает нынешним потребностям. Поэтому и взят курс на модернизацию вооруженных сил, на усиление военного потенциала, и это означает уже реальное перевооружение. Как быстро удастся запустить этот механизм? В Евросоюзе такие вопросы требуют времени, потому что приходится согласовывать с 27 государствами: одна Еврокомиссия не может принимать решение за всех, это требует времени, требует многих консультаций, совещаний, переговоров. Но раз генеральный путь выбран, раз страны-члены его поддержали, значит, Европейский союз будет теперь двигаться в таком направлении, стоит ожидать, что действительно его военный потенциал будет со временем увеличиваться».
Мнение к материалу от 14 февраля 2025 года:
«Вэнс обвинил Европу в отступлении от демократических ценностей»
«Я бы не сказал, что наша формируемая или предполагаемая делегация будет по своему статусу выглядеть более компетентной, чем американская. Наоборот, мне видится, что состав нашей делегации будет в какой-то степени зеркально отображать состав американской делегации, в которую, как мы знаем, Трамп уже практически включил всех наиболее видных и авторитетных представителей новой американской администрации. По той информации, которая доходит до нас из разных СМИ мы знаем, что формированием российской делегации будет заниматься Юрий Ушаков — это советник президента по внешнеполитическим вопросам, опытный человек, опытный переговорщик. Да, называются фамилия и Нарышкина, фамилия Дмитриева. Ну, Дмитриев, наверное, это больше неофициальная фигура, считается, что он имеет контакты с президентом. Плюс, он некоторое время обучался в США, хорошо знает финансовую сферу, достаточно современный человек. Наверняка в составе делегации будут и представители МИД, мне видится, что скорее всего это будет уровень, наверное, первого заместителя министра. По крайней мере, если сам Лавров не будет включен в эту делегацию, наверное, можно говорить о фигуре Рябкова. Учитывая отношение российского президента и в целом нашего руководства к контактам со стороны американского президента, я думаю, что к этим переговорам наша сторона отнесется с максимальной серьезностью, ответственностью, и туда войдут наиболее опытные, компетентные, авторитетные политики и чиновники».
Мнение к материалу от 4 августа 2024 года:
«Глава МИД Венгрии: остановку транзита нефти через Украину координировал Брюссель»
«Действительно, Венгрия и Словакия выразили очень большое неудовольствие решением Украины прекратить транзит нефти через трубопровод „Дружба“ в Восточную Европу, в частности в Словакию и Венгрию. У них были заключены долгосрочные контракты с российской компанией „Лукойл“. Но недавно Украина включила „Лукойл“ в свои санкционные списки и на этом основании решила прекратить транзит российской нефти через свою территорию. Конечно, это решение поставило и Братиславу, и Будапешт в очень неудобное положение, потому что их экономика, и в первую очередь производственные предприятия, производственный сектор рассчитывали на поставку российской нефти вплоть до конца 2025 года. И когда готовились санкции против российской нефти еще в 2022 году, то и Словакия, и Венгрия выторговали для себя определенные льготы. И как раз эти санкции не распространялись на трубопроводную нефть. Украина в одностороннем порядке приняла это решение. Наверняка, были проведены консультации с руководством Евросоюза в Брюсселе, потому что есть соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. И в рамках этого соглашения, конечно же, должны проводиться определенные консультации для того, чтобы страны-члены не понесли убытки. Видимо, эти консультации были проведены, и Киев получил добро. Во всяком случае, совсем недавно прозвучали заявления из Брюсселя о том, что, в принципе, Брюссель понимает позицию Киева и в принципе он согласен. Может Сийярто, министр иностранных дел Венгрии, сгущает краски, и, скорее всего, Киев проконсультировался с Брюсселем, объявил о том, что он принял такое решение и, увидев, что со стороны Брюсселя нет серьезных возражений, в итоге прекратил транзит российской нефти. Будапешту и Братиславе придется искать альтернативные источники энергоносителей. Кстати говоря, к ним уже обратилась, по-моему, и Словения, и Хорватия, которые готовы транзитировать азербайджанскую нефть и, может быть, даже частично арабскую. Только возникает вопрос цены».
Мнение к материалу от 21 июля 2024 года:
«Запад и Киев активно обсуждают возможное решение российско-украинского конфликта»
«Мировое сообщество, и в первую очередь западное сообщество, начинает искать пути к мирному урегулированию конфликта. Да, с одной стороны, мы знаем о такой принципиальной позиции Европейского союза и стран НАТО, как поддерживать Украину до конца. Но это заявление политического толка, а так, конечно, они хотят уже этот конфликт завершить, потому что, откровенно говоря, от этого конфликта никому никакой прибыли нет, сплошные неудобства, различные политические разногласия. Но как это сделать, не уйдя со своей принципиальной позиции о том, что эта инициатива должна исходить из Украины. Здесь, мы видим, уже есть определенные шаги. Во-первых , все, конечно, смотрят на то, что произойдет в Америке в ноябре, когда будет избираться новый президент. Сейчас очевидная ситуация, что Байден должен неминуемо проиграть, эти последние события, неудачные дебаты, плюс покушение на Трампа привели к тому, что сейчас, если бы выборы состоялись сегодня, то Трамп, безусловно, победил бы. И позиция Трампа по украинскому конфликту тоже известна, он все время заявляет о том, что он будет стремиться к миру, и как только он станет президентом, то в течение месяца все вопросы решит. И они прекрасно понимают, что если Трамп на этом настаивает совершенно очевидным образом — мы знаем, что Трамп может занимать принципиальные позиции, даже если они кому-то кажутся не очень хорошими, — то Украине деваться некуда, она вынуждена будет считаться с мнением США, с мнением Трампа и так или иначе за стол переговоров садиться. И даже Зеленский сказал, что он понимает, что с Трампом будет не просто, но мы, говорит, готовы работать и с Трампом, и будем с ним работать. То есть он, в общем-то , всем дает понять, что если ситуация изменится с приходом Трампа в Белый дом, то и Украина будет готова свою позицию отредактировать. Еще пока, наверное, Европейский союз в какой-то степени демонстрирует инерцию своего подхода, то есть он свою позицию не менял, хотя в Брюсселе тоже понимают, что приход Трампа может многое изменить. Тем не менее, пока еще инерционность преобладает. Наверное, это связано с тем, что прошли выборы, и мы видим, что в результате выборов и во Франции, и в Европарламенте, и в Великобритании немного поменялась политическая конфигурация, пусть не сильным образом, но тем не менее, пока сейчас они отстроят новую линию, согласуют ее в Евросоюзе, это всегда это непросто. Поэтому здесь тоже, видимо, какое-то время потребуется, чтобы новую ситуацию, может быть, лучше принять и понять, куда и к чему она может привести. Вот несколько факторов, в результате которых позиция западного сообщества и позиция Украины начинают потихоньку меняться. Раз они начинают меняться, значит, возникает новая политическая реальность, значит, возникают новые политические и дипломатические возможности и, конечно, это, в общем-то , позитивный момент, раньше об этом речи не шло».
Мнение к материалу от 4 июля 2024 года:
«Путин: «Россия всегда выступает за мирное разрешение ситуации на Украине»»
«Действительно, этот пункт привлекает внимание в свете того, что на данный момент каких-либо договоренностей в мире о создании отдельных компонентов или целой системы ПРО нет. В этой сфере был один лишь действующий документ, это договор между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, заключенный более 50 лет назад. И тогда в соответствии с этим договором у каждой стороны была возможность создать по одному укрепленному и защищенному системой ПРО территориальному району. И в этом договоре как раз эти районы были оговорены. У России, в частности, речь шла о создании системы ПРО вокруг Москвы. Это по сути единственный международный документ, который действовал и достаточно успешно в этой сфере. Но мы помним, что в начале нулевых практически все соглашения в сфере противоракетной безопасности, в сфере вообще развертывания ракет малой и средней дальности практически прекратили свое существование. А сейчас даже заморожен договор СНВ-III, это последний договор, там речь идет уже о стратегических ядерных силах между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией. С чем это связано? Вопрос интересный, потому что впервые в практике ШОС в декларации вносятся такие конкретные положения. И тут, наверное, еще предстоит проанализировать, что послужило причиной включения именно этого пункта в итоговую декларацию стран ШОС, потому что, откровенно говоря, ни Китай, ни Индия, ни Пакистан, ни Казахстан — практически никто, наверное, в рамках ШОС не планировал создание такой системы ПРО у себя. Можно предположить, что речь идет опять о возрождении соглашения между Россией и США, может быть, даже о планах создать более объемный документ в расширенном формате, туда включить и государства ШОС или те страны, которые обладают ракетным оружием и ядерным потенциалом, например, Китай или Индия».

загрузить еще...

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию