
Цитаты персоны
Все персоны
Игорь Юшков
ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности
Мнение к материалу от 4 января 2026 года:
«ОПЕК сохранила квоты» «Нынешнее решение на январь ожидаемое и, скорее всего, на февраль и март тоже самое будет, то есть мы увидим некую заморозку объемов производства. Снижение ожидаемой добыча внутри ОПЕК+ позитивно, безусловно, для России, потому что должно подтолкнуть цены на нефть вверх, удержать их. Конечно, сейчас вокруг венесуэльского кейса есть интрига. Сейчас не совсем понятно, будут ли американцы заявлять, что добились своей цели, и смягчать санкционный режим, и в этом случае туда должны прийти американские нефтяные компании. Хоть в краткосрочной перспективе они и не смогут нарастить как-то значимым объемы добычу в Венесуэле, но ожидание возврата американцев с современными технологиями, с инвестициями в Венесуэлу уже будет толкать цены на нефть вниз, даже если они ничего не сделают, потому что при нынешних ценах многие проекты в Венесуэле просто нерентабельны. А учитывая, что смягчение санкций толкнет цены еще ниже, ожидать в краткосрочной перспективе какого-то восстановления добычи в 1-3 млн баррелей в сутки в Венесуэле не стоит. Должны прийти миллиарды долларов инвестиций в проекты в Венесуэле, у них очень сильно деградировала нефтяная индустрия за последние годы. Нынешнее решение ОПЕК+ скорее позитивно для России. Мы не ожидаем, что ОПЕК+ будет снижать свою добычу, поддерживая цены. Максимум, что стоит ожидать, что ОПЕК+ потом, если вдруг ко второму кварталу цены будут ниже 60 долларов за баррель, может и продлить эту заморозку добычи, и не повышать ее ни в апреле, ни в мае, и там можно ожидать продления нынешних объемов производства. Но снижения, наверное, мы не увидим, все-таки это цель удержать долю на рынке тоже довольно важна для картеля».
Мнение к материалу от 1 января 2026 года:
«Судно из Санкт-Петербурга задержали в Финляндии по делу о повреждении кабеля» «В прошлом году, когда были серии обвинений России в том, что она уничтожает и электроэнергетические кабели между разными странами в Балтийском море, и коммуникационные кабели, тогда характерной особенностью было то, что сразу обвиняли именно нефтяные танкеры, которые перевозят российскую нефть, нефтепродукты, газовый конденсат и так далее, то есть тогда сразу же в первом сообщении фигурировали нефтяные танкеры. Сейчас же мы видим, что судно хоть называют, но не делают акцент в сообщениях на том, что это именно нефтяные танкеры, потому что идея европейцев заключалась в том, чтобы всячески доказать, что нефтяные танкеры, которые перевозят российское сырье опасны для Балтийского моря. Прежде, когда были подобные сообщения о намеренном повреждении кабелей, там как раз цель была в том, чтобы демонизировать „теневой флот“ и запретить его вход в Балтийское море вообще. Сейчас же может идти речь о том, что действительно какой-то кабель каким-то образом был поврежден, и финны не спешат с обвинениями, а просто хотят расследовать, что же это действительно такое было. Опять же, это не усугубляет каким-то образом отопительный сезон в Европе, потому что речь идет не про электроэнергетический кабель, не энергомост между странами, а про коммуникационный кабель, то есть кабель связи, поэтому к энергетике пока что это отношения, в общем-то, не имеет. Поэтому посмотрим, будет ли политизироваться дальше эта история, и будут ли обвинять Россию в том, что она намеренно это делает, и будут ли там фигурировать танкеры „теневого флота“ или нет. Если они перейдут к активным обвинениям „теневого флота“ в том, что он используется в качестве некоего подводного оружия, то тогда можно будет сделать вывод, что европейцы хотят применить ту же самую тактику, которую американцы применяют в отношении Венесуэлы. То есть американцы совершенно незаконно пиратски пытаются устроить нефтяную блокаду Венесуэлы, и европейцы, в общем-то, тоже видят эту практику и могут посчитать, что это некий сигнал к действию для них, что раз американцы это делают, то давайте и мы попробуем там, где мы наиболее сильны, мол, в Балтийском море, потому что они не раз говорили, что это должно быть море НАТО и так далее. Ну и главный их козырь — это Датские проливы, хотя они не имеют права с точки зрения международных норм блокировать проход через Датские проливы, но тем не менее они могут попытаться это сделать».
Мнение к материалу от 25 декабря 2025 года:
«Крупнейший в Индии нефтепереработчик Reliance Industries снова покупает российскую нефть»«Поставки российской нефти в Индию не прекращались. Западная пресса говорила, что якобы Индия испугалась, что эти компании перестали покупать нефть. Но они перестали покупать нефть у российских подсанкционных компаний, то есть они действительно прекратили закупки напрямую у «Роснефти», у «Лукойла». Но это был не отказ, а перестроение схемы продаж, она удлинилась, появились дополнительные трейдеры для того, чтобы индийские компании не соприкасались с российскими подсанкционными структурами. Для России это означает понижение эффективности экспорта нефти, потому что всем этим посредникам нужно платить. И проблема еще была в том, что перестроение схемы продаж с увеличением числа трейдеров совпало с атаками на танкеры, которые шли из Новороссийска. Танкеры были атакованы и в Средиземном море, и это привело к повышению стоимости перевозки и страхования этой перевозки. А значит, разница между ценами на российский Urals и Brent выросла выше 20 долларов на каждый баррель. А стандартная разница, которая была весь20 24 и большую часть 2025 года, — это 12-13 долларов на каждый баррель. И при учете и без того низких цен на любую нефть в мире, получилось, что наш Urals торгуется сейчас 40 и ниже долларов за баррель. Поэтому это дополнительные издержки и для компаний, и не дополученные доходы для федерального бюджета. Тем не менее, ранее мы видели, что перестроение рынков из-за санкций вызывали гораздо большую скидку, и 30, и 34 доллара на каждый баррель. Правда, тогда цена нефти была выше, поэтому для России это было не так болезненно. Сейчас же вкупе все эти факторы приводят к тому, что компании зарабатывают мало, государство получает мало, но тем не менее, по аналогии с предыдущими волнами перестроения рынков, мы видели, что в течение нескольких месяцев ситуация нормализовывалась и размер скидки этих издержек на доставку приходил к неким нормам в 12-13 долларов. Сейчас из-за того, что цепочка поставок останется все равно длиннее, чем была раньше, мы увидим разницу в ценах не 12-13 долларов, а чуть больше. Может быть, 15-14 долларов на каждый баррель. Чем дешевле российская нефть, тем более охотно Индия ее берет. И на самом деле восстановление продаж, теперь уже официальное, приводит к тому, что конкуренция между Индией и Китаем за российскую нефть возрастет, и это ускорит восстановление нормальной скидки, мы придем к показателям 15-14 долларов на каждый баррель сорта Urals».
Мнение к материалу от 15 декабря 2025 года:
«Минфин США не согласовал сделку Xtellus по зарубежным активам «Лукойла»» «Явно Соединенные Штаты хотят одобрить сделку, где будут предприняты, скажем так, лоббистские усилия. Сейчас идет скорее гонка именно лоббистского ресурса, и победителем в ней станет какая-то крупная американская корпорация. США не хотят, чтобы кто-то скупил оптом все активы, а потом перепродавал их по рыночной цене тем же самым американским компаниям, но уже по одной штуке. Они, наверное, хотят, чтобы все-таки со скидкой, но приобрел активы «Лукойла» конечный покупатель. То есть, например, чтобы покупателем стала какая-то американская нефтяная компания. Тут может быть более успешным будет тот, кто предложит покупку части активов, но для себя окончательно. То есть, например, если каспийские активы «Лукойла» приобретет Chevron, который присутствует активно в Казахстане, а иракские активы в крупном нефтяном месторождении Западная Курна-2, например, приобретет ExxonMobil. В этом случае шансов на заключение сделки, наверное, будет больше. Либо если здесь будут какие-то четкие указания со стороны администрации Дональда Трампа, в этом случае не надо сбрасывать со счетов венгерскую компанию MOL, которая, видимо, может лоббировать покупку перерабатывающих активов «Лукойла» в Европе, в Болгарии и Румынии. Мы видели, что у Венгрии лоббистские возможности, в общем-то, тоже есть — Орбан договорился с Трампом об исключении из-под санкций для покупки нефти «Лукойлу» на венгерской компании MOL на год и о том, чтобы любые транзакции, идущие для реализации Атомной электростанции «Пакш-2» были разрешены с точки зрения американского санкционного регулятора. По всей видимости, американскому санкционному регулятору нужна все-таки какая-то более четкая схема для одобрения этой сделки, а не то, что вы продайте нам, а мы уже потом кому-нибудь чего-нибудь перепродадим и на этом заработаем».
Мнение к материалу от 12 декабря 2025 года:
«Reuters: «Лукойл» отдает предпочтение Xtellus в вопросе продажи своих зарубежных активов»«Мы не знаем конкретных условий, сколько на сколько будут менять акции, на какие активы. Тем не менее это действительно может быть компромиссный вариант. То есть «Лукойл» гарантированно получит какие-то активы, и они не подвиснут ни на каком счете в европейском, американском или еще каком-то банке под предлогом оставшихся санкций против самого «Лукойла». Он получит активы, они получат избавление от неликвида в виде этих акций и, наоборот, получат ликвидные активы в виде зарубежных компаний «Лукойла», нефтепереработки или еще чего-нибудь. Плюс они смогут волной надавить на администрацию США, на Минфин, чтобы те выдали соответствующее разрешение на сделку. Исторические связи с Россией они могут использовать как конкурентное преимущество: у них есть контакты, они могут договариваться, они знают, где и что нужно согласовывать в российской управленческой системе. Я не думаю, что это схема, которая чрезвычайно выгодна «Лукойлу», — якобы они обманут сейчас американскую санкционную систему. Нет, американцы очень жестко будут относиться к любым сделкам. Мы это видели на примере потенциальной сделки «Лукойла» и Gunvor — там аж что до изменения акционерного капитала дошло, и все равно эта сделка до настоящего времени так и не состоялась. Здесь как раз лоббистами этой сделки могут выступать многие американские финансовые институты, у которых подвисли акции «Лукойла». Финансовые институты имеют большие лоббистские возможности в Соединенных Штатах, что и повышает вероятность реализации подобного соглашения».

Business Break:


История курса, или Курс истории

Последняя осень
Тесты:

А ты бы смог руководить нефтяной компанией?

Почем доллар для народа?




