16+
Среда, 25 июня 2025

Цитаты персоны

Все персоны
Игорь Юшков

Игорь Юшков

ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Высказанные мнения:

сортировать   по рейтингу / по датерейтинг / дата
Мнение к материалу от 17 июня 2025 года:
«FT: Австрия не готова к полному отказу от российского газа»
«Австрия исходит из того, что позиция ограничения по закупкам российского газа, причем негласная, потому что официальных санкций нет в этом отношении, связана именно с конфликтом на Украине. А если причина особого отношения к российскому газу уходит, то почему от него нужно отказываться? Раньше в Европе говорили, что, может быть, надо сократить закупки российского газа, но исключительно с точки зрения диверсификации поставок газа для некой безопасности. Плюс это противоречит антимонопольному законодательству ЕС. Австрия исходит из своих национальных интересов, Австрия лишилась денег за транзит российского газа, и они понимают, что, если дополнительные объемы из России придут, во-первых, это насытит газовый рынок Европы в принципе, даже если ты сам не покупаешь российский газ, цены от других поставщиков будут ниже, а они хотят восстановления прежних отношений, с экономической точки зрения. Для Австрии еще важно пойти по этому пути, потому что у них были проекты в России, сейчас они фактически заморожены, арестованы эти доли, и они надеются все-таки на то, что в будущем можно будет и их вернуть. В ЕС считалось, что нужно обойти только вето со стороны Венгрии, но, если наберется некая критическая масса стран, которые будут выступать против прямого запрета на импорт российской нефти, газа, ядерного топлива, тогда, может быть, эту дорожную карту отменят все-таки. Бельгия, Франция высказались против, потому что они импортируют российский СПГ и тоже являются страной-транзитером для российского СПГ. Еврокомиссия пошла по пути лишения Венгрии права вето, достаточно будет простого большинства голосов. Насколько это будет возможно, сказать пока сложно. Все понимают прекрасно, что это просто обход законов ЕС. Но я думаю, что Венгрия здесь будет сопротивляться, потому что, если сейчас они это пропустят, то дальше их будут лишать права голоса по всем вопросам, поэтому я думаю, что Венгрия будет протестовать, может быть, подавать в суды, доказывать, что подобные решения — это все-таки санкции, а за санкции голосуют только единогласно».
Мнение к материалу от 10 июня 2025 года:
«FT: ЕС хочет еще сильнее снизить потолок цен на российскую нефть»
«Само по себе это изменение действительно бессмысленное, не важно, какой потолок цен, 60 долларов он или 45, все равно есть теневой флот, который перевозит российскую нефть, игнорируя подобные ограничения. Поэтому еще в 2022 году потолок цены стал неактуален благодаря теневому флоту. Да, сейчас российская нефть стоит ниже потолка цены, около 55 долларов за сорт Urals, и это позволяет нам использовать не только танкеры теневого флота, значит, конкуренция между ними возрастает, и стоимость перевозки снижается, но это не очень большие изменения. Да, они для нас выгодны, но это кардинально ситуацию не меняет. Но если мы рассматриваем изменение потолка цены как элемент некой новой санкционной стратегии Запада в целом, то тогда для нас это, конечно, вызов, то есть здесь потолок цены является лишь одной из частей при попытке заблокировать фактически России Балтийское море. Мы видели множество попыток уже европейцев арестовывать танкеры, которые идут по Балтийскому морю за российской нефтью или уже загруженные, при этом в 17-й пакет было включено множество танкеров, используемые Россией для перевозки своей нефти, можно предположить, что Европа в определенный момент попытается закрыть вход в Балтийское море судам того самого теневого флота, как раз-таки сказав, что теневые танкеры попадают в санкционные списки, а те, кто попал уже в санкционный список, они не могут заходить в Балтийское море, потому что представляют определенную угрозу для Европы. То есть выработали критерии, раньше хотели сделать критерий — возраст судов, но оказалось, что в ту же самую Польшу заходят гораздо более старые суда, чем танкеры теневого флота российского. Поэтому выработали новый критерий: это есть под санкциями или нет в санкционном списке танкера. И они дальше будут пополнять санкционный список, а с другой стороны, поставят вопрос, если вы хотите из Балтики хоть как-то вывозить свою нефть, тогда будьте добры, используйте обычные танкеры, а не танкеры теневого флота, в рамках этой стратегии еще и понижают потолок цены. То есть хочешь использовать обычный танкер, будь добр, продавай не по 60 и выше долларов, а 45 долларов, не более того. С одной стороны, постоянно будет происходить пополнение санкционного списка российских танкеров, а с другой стороны — то самое понижение потолка. В какой-то момент мы можем увидеть объявление, что Балтийское море через датские проливы больше не пропустят танкеры, которые уже попали под санкции, это будет самый радикальный шаг, вряд ли европейцы самостоятельно на него решатся, только при поддержке США. Но в момент принятия этого шага уже надо, чтобы все остальные были готовы, то есть низкий потолок цены и большое количество танкеров, перевозящих российскую нефть, были уже под санкциями, поэтому это некий подготовительный, скорее, этап».
Мнение к материалу от 31 мая 2025 года:
«Суд Швейцарии утвердил соглашение об урегулировании долгов Nord Stream 2 AG»
«Такие тактические какие-то проблемы у него пока отложены, вопрос о его банкротстве в данный момент не стоит. Банкротство было по заявкам мелких кредиторов, то есть основные кредиторы — крупные, пять европейских компаний, которые давали деньги на реализацию данного проекта, почти половину от стоимости, — они никаких претензий в данный момент не имеют. Хотя если вдруг он когда-то заработает, они опять предъявят претензии по возврату этих денег. В целом, всю эту историю, скорее, мы можем охарактеризовать так, что все стороны оставляют себе надежду на запуск «Северного потока — 2» когда-нибудь в будущем. Я не думаю, что нынешнее завершение истории с банкротством является подтверждением, что это будет сделка. Это не элемент подготовки к продаже «Северного потока — 2», тем более американцам, потому что чтобы американцы хоть какие-то контакты начали непосредственно с компанией Nord Stream 2 AG — и уж тем более ее купили у «Газпрома», — нужно сначала им получить исключение из-под санкций. США как раз вводили санкции в отношении компании Nord Stream 2 AG, Евросоюз — нет. Американским бизнесменам нужно получить сначала исключение — генеральную лицензию на проведение каких-то операций, только после этого можно контактировать. Этот бизнесмен Линч как раз запросил у американских санкционных регуляторов ту самую лицензию — возможность вообще вести диалог с Nord Stream 2 AG. Поэтому мы узнали об этом. Здесь сказать сложно, что потенциально американцы могли бы купить. Опять же, речь идет именно о коммерческой заинтересованности одной конкретной компании, одного конкретного бизнесмена. Потому что стратегически США как государству запускать «Северный поток — 2» или первый — невыгодно. Трамп открыто говорил, что европейцы должны больше покупать американский СПГ. У «Газпрома» в собственности непосредственно все 100% акций, поэтому как минимум 49% или даже 50% минус 1 акция он мог бы продать чисто теоретически, если бы это позволило ему запустить данный проект. «Газпром», я думаю, вполне может это рассматривать, потому что он и рассматривал продажу половины этого газопровода. И если бы тогда американские какие-то бизнесмены смогли успешно пролоббировать запуск этого проекта — пожалуйста, для «Газпрома» это был бы выход. Другой вопрос, что американским бизнесменам, наверное, сейчас это не под силу — ни у себя пролоббировать снятие санкций с Nord Stream 2 AG, ни в Европе получить разрешение на ввод в эксплуатацию».
Мнение к материалу от 24 мая 2025 года:
«ЕС в следующем пакете санкций хочет отключить SWIFT работающим в РФ банкам»
«Здесь никаких проблем в основном не будет, потому что все равно потолок цены как таковой не работает. Здесь важен сам факт наличия, есть он потолок цены или нет. Потому что, если он есть, это создает определенную токсичность для российской нефти, в частности мы вынуждены использовать только теневой флот так называемый, и там стоимость перевозки просто больше, чем если бы никаких этих санкций не было, и мы пользовались бы общемировым флотом. Поэтому просто стоимость перевозки для российских компаний от этого возрастает. Поэтому, если бы не было потолка цены, то соответственно мы экспортировали более эффективно нашу нефть. А если он есть, то неважно он какой - 60 долларов, 50, 40, 20 неважно, мы все равно используем тогда суда, которые готовы игнорировать потолок цены, и соответственно им опять же все равно, они игнорируют 60 долларов, либо 50 долларов неважно. Поэтому я думаю, что для ЕС - это просто попытка продемонстрировать, что они сохраняют давление на Россию. Это попытка показать, что они новые и новые, все более жесткие санкции вводят, а то, что эти жесткие санкции не работали, как и предыдущие - это не столь важно. Единственный здесь риск возникает только, если это понижение потолка цены является элементом более широкой стратегии ЕС, ведь они, как мы видим, сейчас все больше пытаются опробовать инструмент ареста российских танкеров в Балтийском море. И если они решатся в дальнейшем, может быт ь при поддержке США поставить условия: или вы используете обычный флот, а значит соблюдаете потолок цены, и тогда мы пускаем вас в Балтийское море, вы можете пользоваться балтийскими портами, либо мы вообще закрываем ля вас Балтийское море с точки зрения вывоза нефти и нефтепродуктов. Вот этот сценарий был бы для нас рискованным, но на его реализацию европейцы я думаю решатся только, если их поддержат США. А США, как мы видим, наоборот пытаются отстранится и от новых санкций против России, и вообще в принципе конфликта на Украине. Поэтому само по себе снижение потолка цены ничего не даст».
Мнение к материалу от 22 мая 2025 года:
«Bloomberg: ОПЕК+ повысит квоты на добычу на июньском заседании»
«Для нас хотелось бы больше цены, потому что даже в пересмотренном варианте бюджета, который сейчас утверждается в Госдуме, проходит секвестр, там существенно опущена цена на нефть. То есть планировалось 69,7, теперь примерно 56 долларов за баррель сорта Urals, и российский Urals торгуется примерно в этом диапазоне 50-55. Для нас хотелось бы выше цены, но для нас это не смертельно, с учетом того, что мы сейчас пересматриваем бюджет, то есть там примерно средняя по году и должна выйти такая цена - 55-56 долларов за баррель. Но определенная компенсация от таких нервозных ситуаций заключается в том, что все-таки возможность увеличить добычу появляется, то есть добыча растет и за счет объемов мы все равно зарабатываем примерно такие же деньги, как и раньше. То же самое в бюджете, у нас в бюджете заложены меньшие объемы производства, а сейчас они увеличиваются. То есть два параметра оба изменились, с одной стороны, цена на нефть значительно ниже, чем мы планировали, когда только принимался бюджет на 2025 года, а с другой стороны, вот сейчас мы пересматриваем цену, но и объемы увеличиваются».

загрузить еще...

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию