Что сделать за месяц до ЕГЭ, чтобы чувствовать себя увереннее?
Лента новостей
Чтобы запомнить исторические даты и физические формулы, создайте карточки для повторения, расскажите всю теорию по обществознанию и биологии на диктофон и потом слушайте в дороге, а схемы по грамматике и математике составляйте сами. Как еще советуют повторить материал перед ЕГЭ российские и зарубежные репетиторы?

Понятно, что четырех недель до Единого государственного экзамена недостаточно, чтобы освоить 11-летнюю школьную программу по выбранным предметам, но это время, когда ее можно и нужно повторить.
В этом может помочь кодификатор, к которому школьники, скорее всего, за все время подготовки к экзамену обращались не раз. Там последовательно изложены все темы, грамматические конструкции, понятия — так по порядку можно и повторять, фиксируя, что помнится отлично, а что лучше закрепить.
План на месяц перед экзаменом рекомендует методолог и преподаватель английского и китайского языков Инна Максимовская на примере английского:
Инна Максимовская методолог и преподаватель английского и китайского языков «В первую неделю можно заняться повторением грамматики, это удобнее делать по кодификатору. На второй неделе — поработать с лексикой. Третью неделю, допустим, посвятить работе с аудированием и чтением. Объединяю их: для обоих видов задания необходим навык находить ответы на вопросы как в тексте, который перед глазами, так и в аудиоформате. На четвертой неделе можно добавить к лексике письмо и говорение либо полностью посвятить это время тренировочным вариантам. Однако я обычно советую под тренировочные варианты освобождать один день, например субботу, и решать полный тест. Потихоньку настраиваться на формат. Многие школьники делают отдельно аудирование, засекают время и проверяют, потом чтение по такому же принципу. Лучше выполнить один пробный вариант, чтобы понять, насколько хватает сил, засечь время и потом провести работу над ошибками».
Для сдачи экзаменов по точным наукам необходимо довести до автоматизма вычислительные навыки, напоминает репетитор по математике Зульфия Насырова:
Зульфия Насырова репетитор по математике «За месяц до экзамена тем, кто планирует сдать на высокий балл, необходимо практически каждый день решать первую часть экзамена. Суть в том, чтобы отработать до автоматизма вычисление простых задач, на экзамене это убережет от ошибок в расчетах и даст дополнительное время на решение сложных задач. Еще не стоит забывать правило, которым иногда ученики пренебрегают: какая бы ни была знакомая задача по содержанию, всегда надо дочитать ее условие».
План на месяц можно приладить к любому предмету, а при его составлении следует отталкиваться от структуры предстоящего ЕГЭ, то есть разделить время в соответствии с блоками заданий, от типов экзаменационных вопросов или разделов. Неделя — тоже единица условная, блоки для повторений можно распределить по пять дней, по две недели или как покажется удобно самому школьнику. Составив план и следуя ему, будущий выпускник тренирует и самодисциплину, а такой навык понадобится в жизни не раз.
Карточки, схемы и рандомайзер: рабочие техники повторения

В условиях ограниченного времени важно не только расписать учебный месяц, но и выбрать правильные методы для повторения. Психолог Герман Эббингауз установил, что в первый час забывается до 60% полученного материала, через десять часов человек помнит 35% информации, а через неделю — не более 10%.
Существует несколько техник интервального повторения, чтобы пройденный материал оставался в памяти долгое время. Например, 24 — 3 — 7. Работает так: выучили информацию в первый день, повторили в этот же вечер. Потом — через три дня, затем — через семь дней. Техника сложнее — повторить в день изучения, потом через день, потом через три дня, через семь дней и через две недели.
Как говорят методисты, с термином, формулой, датой нужно встретиться от шести до десяти раз в разных контекстах. В этом можно попросить о помощи нейросети, вбить материал и дать задание придумать вопросы в разных контекстах. «Хорошо, когда есть таблицы и схемы для повторения, еще лучше, когда ученики делают их сами. Еще можно сделать ментальные карты по разным темам. Там будут все слова, которые вспомнились по ней, и это удобнее, нежели листать весь учебник в поисках ответа», — добавляет Инна Максимовская.
Карточки тоже нужно делать правильно. На одной стороне пишем слово, термин, формулу, а на другой стороне расшифровываем, чтобы при повторении мозг не отвлекался сразу на ответ.
«В точных науках во второй части экзамена требуется безукоризненное знание формул, тригонометрических схем, обозначений. При оценивании обращают внимание на правильность оформления математических значений, поэтому в период повторения материала не нужно пренебрегать тем, чтобы лишний раз проверить, не перепутаны ли второпях буквы и символы в решениях», — отмечает Зульфия Насырова.
Дополнительно закрепить теоретический материал можно на прогулке или во время поездки на транспорте. Для этого необходимо заранее наговорить на диктофон информацию. Для письменной части по некоторым предметам нужно подготовить около десяти тем, иметь несколько шаблонов. Будет хороший эффект, если составить рандомайзер с вопросами и отвечать на них по памяти в разное время.
И еще несколько советов от репетиторов и психологов:
- Фиксировать свои ошибки и уже потом делать конспекты с ними.
- В месяц перед экзаменом лучше сконцентрироваться на своих сильных сторонах знания предмета, а не на слабых.
- Новый материал учить с утра, а повторять вечером.
- Понимать структуру заполнения бланков, иначе можно зря потерять время на ЕГЭ.
- При проблемах с концентрацией лучше заниматься по технике Pomodoro: сначала выбираем задачу, устанавливаем таймер, к примеру, на 25 минут, работаем. После завершения времени перерыв пять минут и повторение цикла.
- За день до экзамена следует отдохнуть, провести время на свежем воздухе, съесть что-то вкусное и лечь спать пораньше.
Как за рубежом советуют готовиться к экзаменам?

ИИ китайского поисковика Baidu одним из методов выдал мультисенсорное запоминание. Например, при изучении формул использовать жесты руками, при запоминании английских слов сочетать произношение, написание и изображения реальных объектов. На одном из форумов перечислены рекомендации по разным предметам для успешной сдачи Гаокако.
Для языковых предметов советуют воспользоваться методом чтения художника Фэн Цзыкая: он читал статью 22 раза и говорил, что, когда текст становится знакомым, он постепенно начинает запоминаться. Еще среди советов — запоминать после понимания, опираться на ключевые слова при изучении, применять метод «целого, частей и объединения». Это когда нужно прочитать текст полностью, потом отдельно запомнить абзацы и снова объединить все части.
Рекомендации для обществознания и истории: выделять ключевые моменты по теме, решать больше заданий, учить материал вместе с кем-то и задавать друг другу вопросы, обсуждать.
Для сдачи математики, физики и химии на форуме советуют структурировать знания по темам, можно начать с конспектов, составить заголовки разделов и постепенно дополнять их информацией, а затем обобщить методы и техники для каждого из них. Еще следует уделять внимание базовым упражнениям. И третья рекомендация: познакомиться со структурой, методами решения и уровнями сложности задач.
На этом же ресурсе обращают внимание на то, что при подготовке и повторении необходимо чередовать предметы, желательно гуманитарные и точные науки друг за другом.
В исследовательском университете Северной Каролины в Чапел-Хилле собрали свои рекомендации для запоминания:
- Соединяйте изучаемую информацию с тем, что вы уже знаете. Изолированные сведения труднее удержать в памяти, чем данные, привязанные к другим понятиям.
- Высыпайтесь. Исследования показывают, что мозг обрабатывает и сохраняет информацию во сне. Повторять материал перед сном.
- Выполняйте регулярную самопроверку. Но не просто перечитывая записи или учебник, а задавая себе вопросы и заставляя вспомнить информацию самостоятельно, не заглядывая в ответы или материалы.
- Создавайте значимые группы, объединяя их ассоциацией.
- Используйте мнемонические приемы, например рифмизация, сторителлинг, созвучные слова.
- Разговаривайте сами с собой по учебной теме.
- Занимайтесь спортом. Физические упражнения помогают образованию новых нейронов в областях мозга, связанных с памятью.
- Запоминайте визуальные образы, однако не ограничивайтесь одними изображениями — чем больше органов чувств задействовано, тем легче будет вспомнить информацию.
- Попробуйте метод дворца памяти. Эта техника предполагает визуализацию знакомого места, например плана дома, и использование его в качестве визуального пространства, куда вы помещаете мысленные образы понятий, которые хотите запомнить. Такой метод полезен для запоминания несвязанных элементов.
- Мелодии и джинглы. Они задействуют правое полушарие мозга и помогают запоминать сложную информацию вроде уравнений и списков. Существует множество песен по различным темам школьных предметов, можно создать и собственную.
Перечисленные советы эффективнее бессистемной зубрежки, они позволят уложить все знания по полочкам на долгий срок. Навыки запоминания и освоения материала понадобятся уже в первую зимнюю сессию. Многое зависит и от эмоционального настроя старшеклассника, поэтому если вы не можете не беспокоиться о предстоящем экзамене, отведите для волнения специальное время в плане, но пусть оно не превышает пяти минут в день.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

