По словам эксперта, развитие собственных торговых марок обеспечивает более высокую оперативную эффективность и соответствует текущему тренду
Михаил Ярцев, директор по стратегическому маркетингу торговой сети «Пятерочка». Фото: Пресс-служба
Об изменениях, произошедших в мире ретейла за последний год, о тенденции развития собственных торговых марок, скидках, бонусах, потребительских корзинах и выходе на новые рынки рассказал директор по стратегическому маркетингу торговой сети «Пятерочка» Михаил Ярцев.
Все мы понимаем, что год был психологически сложным. Расскажите, какие вы заметили изменения в поведении покупателей.
Михаил Ярцев: Мы смотрим на разные метрики с точки зрения поведения наших клиентов в сети и в целом на рынке. Можно сказать, что на текущий момент времени индекс потребительской уверенности, который мы исследуем внимательно, стабилизировался и находится в «зеленой» зоне. Это означает, что россияне в своем поведении немного стабилизировались, в отличие от их поведения в нескольких непростых периодах в прошлом году. Сейчас мы достаточно уверенно себя чувствуем: у нас хорошая динамика по трафику в сети. И если говорить про поведение клиентов, то, наверное, стоит отметить такой достаточно долгий тренд на экономию. Люди внимательнее смотрят на цены. Мы сформулировали такой даже тезис «бережливого потребления», то есть видим что есть достаточно большой процент людей, кто отказывается от дорогостоящих покупок, где-то экономит, возможно, на отдыхе. Но в целом с точки зрения покупок в ретейле динамика очень уверенная.
«Пятерочка» — это все-таки сеть экономсегмента, которая продает товары и предметы, за которыми люди приходят в любых ситуациях. Вы обмолвились, что заметили изменение поведения покупателей в непростые периоды. Как складывалась ситуация? Люди отказывались от каких-то товаров? Может быть, вы перестраивали соотношение товарных групп?
Михаил Ярцев: Было два скачка: в марте и сентябре с точки зрения изменения поведения покупателей. Клиенты стали ходить чуть реже, но закупать чуть больше. Доставка в этот период времени сильно подросла. Еще один фактор — смена фокуса на поиск дешевых товаров. И большее внимание к промо и скидкам.
Есть такая аббревиатура — EDLP — everyday low price. Переводится она так: «Каждый день низкая цена». Значит ли это, что скидок и промо, согласно этой теории, быть не может, так как цена и так доступна для покупателя?
Михаил Ярцев: Это распространяется на часть категорий. Например, мы видим, что есть ряд категорий, ряд позиций, которые клиенту очень важны с точки зрения цены. И на эти товары мы пилотировали модель гарантированной низкой цены и убедились, что покупателям это подходит.
Вы исследуете свою аудиторию. Какая ее часть, скажем, сравнивает цену за пакет молока в вашем магазине и в соседнем?
Михаил Ярцев: За два года количество посещаемых магазинов одним клиентом выросло с четырех до шести. То есть в месяц один человек проходит шесть магазинов, покупая корзину продуктов.
То есть люди расширили ареал поиска?
Михаил Ярцев: Люди ищут и смотрят, где ниже цены. Мы изучаем нашего клиента. И видим, что есть представители старшего поколения, есть молодая аудитория. И, конечно же, их покупательское поведение отличается. Например, у старшего поколения выше понимание и знание о том, в каком магазине продукты дороже, а в каком дешевле. А есть часть аудитории, которая сильнее обращает внимание на доступность товаров на полках или на сервисную составляющую. Наша целевая аудитория, составляющая порядка 60-65% от нашего РТО, — это люди, которые очень пристально смотрят за ценами. И мы изучаем, какие конкретные категории товаров для них крайне важны. И вот их мы переводим в EDLP, как вы упомянули. И эта категория ценообразования за год увеличилась в три раза: с 5% до 15%.
А как вы доносите до покупателя, что на те или другие товары, ключевые в потребительской корзине, цена самая выгодная?
Михаил Ярцев: Это делается как в самом магазине, так и за его пределами. Есть так называемый принцип базовой корзины — наиболее востребованные категории. Позиции, которые люди чаще всего покупают, и цены, которые внимательнее всего изучают. Они преимущественно находятся в категории EDLP. Если посмотреть, например, в разрезе последних пяти лет, изучить нашу телевизионную рекламу или прийти в магазин и изучить, что происходит в самом магазине, можно будет увидеть обилие скидок, рекламных баннеров, акций в каталогах и на постерах.
И перечеркнутых цен?
Михаил Ярцев: Да. Доля скидок в продажах достигает 35-40% соответственно. При этом, как мы выяснили, большой категории людей важна не только скидка, но и постоянная цена. Поэтому на рынке стали сильно расти жесткие дискаунтеры. Мы видим, как рынок меняется. И чтобы не отдавать аудиторию, стали изучать, кому какие товары нужно гарантировать по регулярно низкой цене.
Как мы об этом говорим? По сути, все начинается с ценника. На ценниках есть коммуникация: одни ценники берутся под категорию «выгодные» или «держим низкие цены». У нас есть конкуренты, по кому мы смотрим и анализируем ценообразование, видим, что та или иная категория начинает хорошо себя вести, и тогда снижаем цены. И даем информацию об этом на полках, на ценниках, на всех печатных материалах внутри магазина, в том числе на плакатах. С этого года стали работать с наружной рекламой. У нас есть два типа еженедельной коммуникации. Мы коммуницируем как про сильные скидки и промо, так и про регулярно низкие цены.
Сейчас, я так понимаю, у магазина фокус на низкие цены, значит, таких акций и скидок стало сравнительно меньше, потому что часть товаров уже выведена в эту категорию?
Михаил Ярцев: В целом доля скидок снизилась у нас год к году. Она стала пониже, но доля предоставляемых выгод для клиента в конечном счете выше.
В прошлом году наверняка вы сталкивались с исчезновением каких-то брендов с полок магазинов. Как проблема разрешалась?
Михаил Ярцев: Вы знаете, на самом деле, удивительно, но не было такого. Отдельно взятые позиции могли исчезать. Но клиенты покупают по требованию. Есть доля людей, кто идет за отдельным брендом. И бренды у нас, по понятным причинам, некоторые пропадали с полок или ушли совсем. Но в целом клиент идет за какой-то своей понятной корзиной: макароны, молоко, фрукты, овощи. Гарантированно уверен, что все из этого было представлено на полках, даже в самое сложное время.
А какая-то бытовая химия, зубные пасты, вот такие вещи?
Михаил Ярцев: Мы развиваем собственные торговые марки, соответственно, у нас было чем заменить продукцию, если какой-то бренд уходил.
Расскажите о собственных торговых марках подробнее.
Михаил Ярцев: Это, кстати, один из элементов нашей стратегии, потому что с точки зрения ценообразования и в принципе текущей ситуации в СТМ-продуктах выше операционная эффективность. И мы можем ставить на них более низкие цены. С одной стороны, это отвечает текущей картине мира, где люди ищут более дешевые товары. С другой стороны, мы забираем, по сути, весь объем производства на себя и более качественно управляем доступностью этого товара на наших полках. Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы сделать несколько вещей: во-первых, усилить ценовое позиционирование собственных торговых марок. Во-вторых, работать над узнаваемостью этих брендов, чтобы люди шли конкретно в нашу сеть за конкретными позициями. До этого мы занимались, скорее, масштабированием. А сейчас хотим сузить портфель собственных торговых марок и сделать акцент на узнаваемости конкретных брендов, которые можно будет купить только у нас.
За последний год в ретейле действительно выросло количество товаров в упаковках собственных торговых марок. Почему такой переворот произошел именно за последний год?
Михаил Ярцев: Тут два фактора. Чтобы дать более низкую цену клиенту, мы должны эффективнее работать с нашим ассортиментом. Вся экономика ретейла строится на том, что есть некая оборачиваемость позиций. И когда увеличивается объем продаж отдельно взятых позиций, с партнером и поставщиком можно договориться о более выгодных условиях. И транслировать их в конечном счете клиенту — снизить цену. Поэтому для нас оптимизация ассортимента — очень полезное действие, с которым мы постоянно работаем, чтобы повышать эффективность продаваемых позиций. Мы по ним получаем более хорошие условия и транслируем их клиенту. В этом, на самом деле, отражается трехсторонний win-win-win. Выигрывает партнер, мы начинаем продавать больше, клиент получает более низкую цену. И СТМ с этой точки зрения — еще более удачная двухсторонняя модель: мы и клиент. И ценообразованием управляем в данном случае мы. И нам, конечно же, интересно развивать долю СТМ. Плюс ко всему он дифференцирует нас от конкурентов. СТМ позволяет собственной торговой марке отличаться от других.
А какие самые ходовые товары под брендом «Пятерочка»?
Михаил Ярцев: Я уверен, что все россияне знают «Красную цену». Сейчас, если выйти на улицу и начать опрашивать, вряд ли можно будет встретить кого-то, кому не знакомо это название. А так, на самом деле, хорошо узнаваемы еще бренды Global Village, Fish House, Liebendorf. У нас достаточно большой портфель — 77 собственных торговых марок. Сейчас, как я и говорил, мы планируем оптимизировать этот портфель.
Какие продукты под собственным брендом покупают чаще, а какие реже?
Михаил Ярцев: Высокая брендозависимость в детских товарах и кормах для животных. В этих категориях очень важно функциональное преимущество бренда, которое создается годами. И с ними конкурировать и соперничать сложнее всего. Однако есть категория фруктов, овощей, хлеба, где брендозависимость гораздо ниже. Все остальные категории находятся где-то между.
Все мы заметили, что в какой-то момент началась проблема с упаковками. Как это сказалось на покупателях? И удалось ли проблему преодолеть?
Михаил Ярцев: Это, скорее, была временная сложность. Многие нюансы в моменте нужно было с точки зрения производства перестроить ввиду отсутствия сырья и прочих вещей. Поэтому как у собственных торговых марок, так и у некоторых брендов действительно можно было наблюдать в моменте не лицевую, а заднюю сторону упаковки совсем белой. И до сих пор часть торговых марок продаются в блеклых упаковках.
Упали ли продажи из-за этого?
Михаил Ярцев: Частично, конечно, в брендозависимых категориях. Там важна широта и глубина выбора. А именно упаковка решает этот вопрос, привлекая внимание потребителей. Честно сказать, в моменте наложилось много разных факторов. И это привело к тому, что 47% россиян были готовы спокойно перейти с брендов на собственные торговые марки. Это способствовало тому, что люди стали пробовать другое. Рынок поспособствовал тому, что люди готовы были переключиться.
А как с Coca-Cola?
Михаил Ярцев: Ох, непростой вопрос. С Coca-Cola все интересно. Давайте так. С категорией таких напитков все интересно.
Всем было привычно пить колу, сейчас появилось много всяких разных напитков. Как вы находили свою? И какие результаты по продажам?
Михаил Ярцев: На самом деле, сейчас, мое личное мнение, переизбыток разных товаров на полках. Если раньше наверняка вы знали два точных бренда и третий, например, производил продуктовый магазин, то сейчас обилие разновидностей и вкусов шире, чем год назад. При этом явного лидера теперь нет. Часть производителей выпустили свою новую колу под новым брендом. И пытаются занять лидирующую позицию в этой категории. Кто-то выпустил свой напиток, чтобы занять долю рынка. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, вариантов продукции стало больше, рынок перераспределился.
А общие продажи напитка изменились? Как люди отреагировали на то, что знакомый бренд, за которым шли всегда, исчез?
Михаил Ярцев: Тут все строится от потребления калорий, люди все равно не стали меньше есть или пить соответственно. Основные изменения произошли в перераспределении между производителями и игроками. Общие продажи не просеялись.
То есть кола в сумме продается так же, как и раньше?
Михаил Ярцев: Напитки в сумме продаются. Просто где-то переключение между категориями, конечно, происходит.
Может, минеральная вода выросла в продажах в результате? Или какие-то категории стали проигрывать?
Михаил Ярцев: Кисломолочка, например, просела.
Теперь про упаковки товаров с другого ракурса. В былое время этому уделяли много внимания, рассуждали, рассказывали, что в Европе вот-вот откажутся от пакетов в магазинах. Сейчас в связи с другими важными моментами эта проблема немного отошла на второй план. Но она явно не забыта, потому что засорять природу полиэтиленом до бесконечности нельзя. Каков ваш взгляд в будущее?
Михаил Ярцев: Это не забыто, не забыто от слова «совсем». В нашей стратегии блок ESG — неотъемлемая часть. И мы не просто декларируем, мы делаем. Мы, на самом деле, достаточно много потратили сил в последнее время на уровне группы X5, чтобы действительно поменять рынок. На примере тех же пакетиков, у нас есть в ассортименте огромное количество других типов пакетиков, чтобы не засорять планету. Другое дело — готовность людей.
И как быть с переходом на более экологичную упаковку?
Михаил Ярцев: Мы работаем в этом направлении по-прежнему. Другое дело, что с сырьем все не так просто. В моменте и производители многие перестроились, и стратегии компаний тоже «захолдились» временно. Но в целом у нас есть задача и цель сделать так, чтобы наши продуктовые полки стали более экологичными как с точки зрения самих продуктов, так и с точки зрения упаковки.
Есть интересный пример негативного опыта, скажем так. Где не все получилось так, как этого хотелось. В 2020 году у нас проходила акция, в которой мы как раз предлагали людям копить наклейки и взамен получать товары, сумки, бутылочки из переработанного пластика. Нам казалось на старте, что общество готово вложить лишний рубль, чтобы помочь планете. Но вот как раз-таки здесь стало заметно, что намерение и конкретные действия часто расходятся.
Не самый сильный эффект от этой акции был. Мы полагали, исходя из объема продаж, что акция будет востребована, особенно среди молодежи, при относительно невысокой цене всех этих изделий. Но более востребованными у аудитории оказались акции с ножами, сковородками, игрушками.
В этом году производителям стало, как говорится, не до этого. И поставки какого-то сырья и оборудования для того, чтобы менять упаковочную, так сказать, индустрию, недоступны.
Михаил Ярцев: Конечно, тут во главе угла стоит, в принципе, обеспечение гигиены. При этом никто эту повестку с внимания не убирает, и мы всячески способствуем тому, чтобы рынок вместе с нами двигался в сторону более экологичных товаров и оборудования в магазинах.
«Пятерочке» в следующем году будет 25 лет — это одна из старейших торговых сетей. Однако только в этом году вы начали открывать магазины на Дальнем Востоке. В связи с чем было принято такое решение?
Михаил Ярцев: Хороший вопрос, на самом деле, где мы были все эти 25 лет. Мы шли, долго шли. Мы постепенно, конечно же, осваиваем территорию, нужно обеспечить определенную плотность продаж, чтобы инфраструктура была окупаема. Мы строим распределительный центр, строим логистическое плечо. И понятное дело, что, освоив, грубо говоря, в полной мере еще не до конца, но очень эффективно Сибирь, бросили взгляд на Дальний Восток, изучили и этот рынок.
На самом деле, рынок оказался очень перспективным с точки зрения ретейла. Там нашего формата магазинов как такового нет. Поведение клиентов отличается. Люди гораздо чаще ходят в гипермаркеты. Местный ретейл очень сильный. Я отдаю почтение локальному ретейлу, потому что с точки зрения технологий, с точки зрения сервисной составляющей, которая предоставляется в магазинах, они демонстрируют прекрасный уровень. Мне кажется, сильно влияет близость к азиатскому рынку. Но мы видим, что там практически нет федерального ретейла, нет нашего формата. А люди заинтересованы в низких ценах, люди заинтересованы в скидках. И наш формат очень хорошо ложится в эту канву. Сейчас мы туда зашли уже с 22 магазинами. Есть планы по росту, по открытию новых магазинов.
Цены на Дальнем Востоке, цены в Центральной России и цены в больших городах — насколько они отличаются? Насколько федеральная сеть обеспечивает федеральные цены? Или это пока невозможно и не нужно?
Михаил Ярцев: Цены отличаются, мы исходим из конкурентного поля. Есть определенные логистические затраты, которые влияют на цену. Плюс мы в своей модели ценообразования внимательно смотрим за ландшафтом местности. Приходя, например, на Дальний Восток, мы изучали внимательно конкурентов, с чем они стоят на полках, под кого нам нужно вставать с точки зрения ценообразования. Цены отличаются, но не радикально. Мы даже выходили с коммуникацией: «Мы снизим цены», потому что люди от нас этого ждали. Опросы показывали, что потребитель нуждается в определенном федеральном ассортименте, который отсутствовал. При этом для клиентов также очень важны определенные локальные поставщики.
Скажите, а федеральный ассортимент, интересный термин, что он означает?
Михаил Ярцев: Это известные бренды, которые в меньшей степени представлены на локальном рынке. При этом заметен сильный патриотизм к локальным брендам. Мы на входе завели 170 поставщиков локальных брендов. И это был must-have, без этого к нам бы не пошли в магазин. Плюс, говоря о федеральном ассортименте, я говорю в том числе о фруктах и овощах. Там не везде важен именно бренд, но важно наличие хороших фруктов и овощей. Доля промо на этом рынке одна из самых низких в России. И наш формат сильно отличается от того, что ранее было представлено на этом рынке.
То есть на Дальнем Востоке реализуются постоянно низкие цены в большей степени?
Михаил Ярцев: Ближе к этому, да. Поэтому нам не пришлось ничего корректировать, мы не нацелены развивать и расширять долю промо. И плюс есть программы лояльности, персональные предложения. Вся вот эта история геймификации и вовлечения клиента — она меньше там развита. Мы в этом видели определенный потенциал. И наблюдаем очень позитивный отклик людей.
Расскажите, а где у нас самые высокие цены? И где самые дешевые «Пятерочки»?
Михаил Ярцев: Вы везде найдете низкие цены, потому что вы как клиент будете сравнивать не «Пятерочку» в Нижнем Новгороде и «Пятерочку» в Сыктывкаре, а «Пятерочку» в Нижнем Новгороде с соседними магазинами. Вы находитесь здесь, живете здесь, вам важно найти самое выгодное предложение. Поэтому наша задача — гарантировать низкие цены среди того конкурентного окружения, в котором мы присутствуем. Поэтому в том числе мы и вернули слоган «Пятерочка выручает!».