Европа обвинила США в авиапротекционизме
Лента новостей
Европейские политики обвинили Штаты в недобросовестной конкуренции, в результате которой европейский концерн EADS лишился возможности на равных участвовать в «сделке века» на поставку Пентагону 179 самолетов-заправщиков

Европейские политики обвинили Соединенные Штаты в недобросовестной конкуренции, в результате которой европейский концерн EADS лишился возможности на равных участвовать в авиационной «сделке века» на поставку Пентагону 179 самолетов-заправщиков. Министры из Великобритании, Франции и Германии, а также руководство Еврокомиссии дали понять, что лишение EADS возможности в честной борьбе получить доступ к контракту на 50 миллиардов долларов не пройдет для Америки без последствий, пишет The Financial Times.
В понедельник вечером стало известно, что EADS и американский партнер европейского концерна Nortrop Grumman выходят из тендера, сочтя, что при ныне действующих правилах европейский заправщик не имеет шансов на победу. Том Эндерс (Thomas Enders), президент Airbus (входит в EADS), назвал подход правительства США к конкурсу «тенденциозным», что и вынудило европейцев «выбросить белое полотенце». «Я оставляю политические оценки в стороне. Для меня, однако, очевидно, что в настоящих политических условиях участие Airbus в конкурсе не имеет экономического смысла», — заявил Эндерс.
По мнению The Financial Times, срыв сделки с EADS чреват ростом напряженности в торговых связях через Атлантику, учитывая, что между двумя аэрокосмическими гигантами, Boeing и Airbus, и без того ведется тяжба вокруг соответствующих государственных субсидий.
МИД Франции заявил, что совместно с Европейской комиссией изучит ситуацию и ее возможные последствия. Министр финансов Кристин Лагард (Christine Lagarde) выразилась откровенней, высказав мнение, что правила конкурса были составлены таким образом, чтобы в нем победил Boeing. Она назвала сложившуюся ситуацию «позорной». Ей вторит министр экономики Германии Райнер Брюдерле, по словам которого правительство США предоставило компании Boeing очевидные преимущества. Министр по делам бизнеса Великобритании лорд Мандельсон выразил «разочарование».
The Financial Times, со ссылкой на неназванные источники в правительстве Британии, намекает на ответные действия европейцев, усмотревших в срыве сделки признаки протекционизма. Интересно, что таково же мнение и ряда американских политиков. Так, сенатор-республиканец от штата Алабама Ричард Шелби (Richard Shelby) заметил, что в случае победы в конкурсе EADS, в Америке были бы созданы новые рабочие места. «Этот так называемый конкурс не был структурирован так, чтобы добиться наилучшего результата для наших военнослужащих; он был обставлен таким образом, чтобы добиться наилучшего результата для компании Boeing», - полагает сенатор.
Пентагон накануне заявил, что выход европейцев и их партнеров из тендера не меняет решения самого Пентагона относительно условий сделки. Минобороны США утверждает, что не подыгрывало ни одному из участников, а лишь задавало параметры, необходимые для американских ВВС.
История с воздушными танкерами тянется уже много лет. В 2004 году право на поставку заправщиков получил Boeing. Затем это решение было отменено по «этическим соображениям». Затем конкурс возобновился, и в 2008 году победа была присуждена Nortrop-EADS; на этот раз Boeing смог успешно опротестовать итоги конкурса.
Теперь в тендере остался один участник, Boeing, которому и достанется «сделка века», как ее окрестила немецкая пресса. По данным издания Spiegel Online, всего американские ВВС намерены заменить в ближайшие годы 534 танкерных и грузовых самолета на общую сумму в 100 миллиардов долларов. Первый контракт на 68 самолетов оценен в 12 миллиардов долларов. Второй этап предполагает поставку еще 111 самолетов. EADS пытался предложить самолеты-заправщики KC-45, представляющие собой адаптированную версию широкофюзеляжного гражданского аэробуса A330. Американцы выставили на конкурс модель KC-767, это модифицированный гражданский Boeing-767, довольно устаревший самолет, который, как пишет Spiegel Online, был вытеснен с рынка самолетами Airbus. Правда, после того, как Boeing проиграл европейскому конкуренту тендер в 2008 году, самолет KC-767 был модернизирован. И теперь его кабина напоминает не столько прародителя 767, сколько Dreamliner 787.
Серьезный удар для европейского производителя
Как бы то ни было, срыв сделки пришелся очень не вовремя для европейского аэрокосмического гиганта. Во вторник были обнародованы итоги работы концерна в 2009 году; EADS понес убытки на 763 миллиона евро. В предшествующем году EADS получил прибыль на 1,57 млрд евро, пишет британская The Daily Telegraph. К этому следует добавить проблемы с европейским военным самолетом A400М. Его разработка все затягивается, а стоимость уже на треть превысила проектную.
Наконец, дела у новейшего гражданского аэробуса А380 также идут не блестяще. По данным агентства Dow Jones, в январе-феврале текущего года удалось продать всего три этих гигантских машины; конкуренты из Boeing в начале года поделились планами продать две дюжины самолетов Dreamliner 787.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

