16+
Вторник, 25 ноября 2025
26 февраля 2010, 18:49 ПроисшествияПравоКриминал

Чубайса допросили с пристрастием

Лента новостей

В Мособлсуде сегодня дал показания глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс. Его допросили по делу о покушении на него в марте 2005 года, когда он руководил РАО «ЕЭС России»

Автомобиль Чубайса после покушения. Фото: ИТАР-ТАСС
Автомобиль Чубайса после покушения. Фото: ИТАР-ТАСС

В Мособлсуде сегодня дал показания глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс. Его допросили по делу о покушении на него в марте 2005 года, когда он руководил РАО «ЕЭС России». Чубайс отверг версию оправданных в 2008 году подсудимых о том, что подрыв и обстрел его автомобиля был сымитирован: «Я бы предложил им самим сеть в машину. Им бы понравилось».

Главный обвиняемый не смог задать вопросы потерпевшему

Прежде чем Чубайс вошел в зал, адвокаты попросили вернуть в зал двух из четверых подсудимых: главного обвиняемого — полковника ГРУ Владимира Квачкова и бывшего десантника Роберта Яшина. Первого судья Людмила Пантелеева удалила с процесса за нарушение порядка судебного заседания около двух недель назад, второго — несколько раньше. «Это произошло из-за того, что мы взывали к совести судьи и требовали, чтобы она вела процесс в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом», — пояснил BFM.ru Роберт Яшин, скучавший в коридорах суда вместе с Владимиром Квачковым. Он добавил, что подсудимые заявляли судье отвод семь раз. «Однако у нас в стране парадоксальная ситуация: судьи рассматривают отвод сами себе и, конечно, не удовлетворяют его», — сокрушался Яшин. «Квачков грубо, сознательно и неоднократно нарушал закон и оскорблял судью, — возразил против присутствия на слушаниях подсудимых прокурор Сергей Каверин. — Суд это не театр!» В итоге Квачкова и Яшина в зал так и не вернули.

Тем не менее, можно сказать, что на скамье подсудимых четверо. Помимо Владимира Квачкова и Роберта Яшина, перед судом предстали бывший десантник Александр Найденов и сын бывшего министра печати Бориса Миронова Иван. Следствие считает, что они причастны к покушению на Анатолия Чубайса. 17 марта 2005 года автомобиль чиновника был взорван и обстрелян на выезде из поселка Жаворонки Одинцовского района. Председатель энергохолдинга не пострадал. 5 июня 2008 года присяжные оправдали Квачкова, Яшина и Найденова (Миронов был задержан позже, — BFM.ru). Всех троих освободили из-под стражи. Позже Верховный суд отменил оправдательный приговор и вернул дело в суд на новое рассмотрение. Повторное разбирательство началось прошлой осенью.

Чубайс пришел в суд через запасной выход

Анатолий Чубайс в зал суда попал через запасной выход — в целях безопасности сотрудники охраны провели его, минуя ожидавших у дверей фотографов. Он подробно рассказал об инциденте. По словам чиновника, 17 марта 2005 года в 9 утра он в сопровождении охраны выехал с дачи на работу. Глава РАО ЕЭС не сразу понял, что случилось. «В тот момент я уткнулся в мобильный телефон», — пояснил он. Взрыв был настолько сильным, что машину приподняло. В салоне посыпалась обшивка, вывалились наружу осветительные лампочки, а лобовое стекло пошло трещинами. Находившийся в машине помощник главы Анатолия Чубайса приказал водителю гнать. «Водитель с трудом удержал руль, и нас не занесло в кювет», — продолжил выступавший. При этом помощник Чубайса сообщил, что по корпусу машины стреляют. «До этого я никогда не знал звука пуль, и у меня в голове не укладывалось, что средь бела дня могут стрелять из автомата», — признался Чубайс. Он сообщил, что уже в Москве пересел на резервную машину и на ней доехал до работы.

Реальное покушение

По мнению потерпевшего, это были «реальный обстрел и реальный взрыв». Его даже услышала находившаяся дома жена и успела позвонить. Он считает, что только благодаря профессионализму помощника и водителя ему посчастливилось спастись. «Если бы они дрогнули в этот момент, остановились, растерялись, нас бы добили на месте», — заявил Чубайс.

«Все, что вы рассказываете, подсудимые называют имитацией», — обратился к потерпевшему гособвинитель Сергей Каверин. «Я бы предложил им сеть в машину. Им бы понравилось! — с иронией парировал Чубайс. — Меня хотели убить профессионалы этого дела». Он утверждал, что обстрелянную BMW видели десятки людей, а взрывать ее и создавать видимость теракта абсолютная глупость и бессмыслица. Чубайс уточнил, что его машина была бронированной, а колеса усилены. Однако, несмотря на это, автомобиль сильно пострадал: капот разворотило осколком взрывного устройства, фары разбились, а с правой стороны осталось множество следов от пуль. «Вид у нее был убедительный, восстановлению кузов не подлежал», — сообщил он.

«Вы не считаете, что случившееся было тщательно спланированной акций спецслужб, чтобы дискредитировать Квачкова, Яшина, Найденова и Миронова? — подключился с допросу потерпевшего представляющий его адвокат Андрей Шугаев. — Может, спецслужбы хотели дискредитировать вас?» «Меня они не дискредитировали, — заверил чиновник. Экс-глава РАО ЕЭС в очередной раз дал понять, что уверен в причастности подсудимых к преступлению: «Люди, которые раньше работали в спецслужбах, решили, что могут убивать, кого захотят!»

По словам Чубайса, покушения на него готовились и раньше. Таких случаев было несколько. «Последний был связан с боевой группой, обнаруженной службой безопасности РАО совместно с ФСБ», — рассказал выступавший. Он сообщил, что его устранение также готовили бывшие военные, перешедшие к бандитам. «Там все дошло до поиска киллера, которому передали аванс», — сказал чиновник.

«А после покушения угрозы в ваш адрес были?» — спросил Шугаев. «Да сколько угодно!» — заявил потерпевший и в качестве примера привел информацию, изложенную на официальном сайте Владимира Квачкова.

666 вопросов господину Чубайсу

После этого в заседании объявили перерыв. Облаченный в полковничий мундир Квачков очень жалел, что не может допросить Чубайса. BFM.ru он сообщил, что приготовил для чиновника 66 вопросов. «Все дела Чубайса укладываются в цифру 666,— объяснял обвиняемый. — 66 хочу ему задать я, еще 600 ему зададут, когда он сам сядет на скамью подсудимых». По словам Квачкова, все его вопросы сводятся к одному: доказать, что деятельность Чубайса на различный должностях «являлась не государственной, а антигосударственной, и судебной защите он не подлежит». «Нас ведь обвиняют в покушении на жизнь государственного деятеля», — объяснил свою тактику подсудимый.

Подготовленные Квачковым вопросы потерпевшему попытался озвучить его адвокат Алексей Першин. Они буквально засыпал чиновника ими, пытаясь выяснить, имел ли кто-нибудь кроме Квачкова причины для его убийства. «Семь миллионов человек проголосовали за нас на выборах! — парировал Анатолий Чубайс, видимо, имея в виду свое недавнее членство в СПС. — Так бывает, что у людей разные мнения, и убивать их за это нельзя».

Надо сказать, что все вопросы Владимира Квачкова Алексей Першин задать не смог. Судья Людмила Пантелеева сняла их как не имеющее отношение к делу. При этом председательствующая пригрозила, что если защитник не подчиниться ее распоряжению и продолжит в том же духе, то напишет на него представление в Адвокатскую палату.

«Вызову Квачкова, дам ему пять дней для заключения соглашения с новым адвокатом. Заключит — так заключит, а нет — так нет», — предупредила судья. Адвокат вынужден был смириться.

Затем допрос продолжили Александр Найденов и Иван Миронов. Отвечая на их вопросы, Анатолий Чубайс заявил, что нападавших не видел, а покушение на него было совершить довольно легко: каждый день он ездил на работу одной и той же дорогой.

«Был ли у вас в пользовании личный автомобиль?» — спросил напоследок Александр Найденов. «Я пользовался «Запорожцем» 1979 года и очень его люблю», — неожиданно ответил Чубайс.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию