Экс-владельцев ЮКОСа «ритуально» оставили в СИЗО
Лента новостей
Бывшие совладельцы ЮКОСа Михаил Ходорковскому и Платон Лебедев останутся в СИЗО. Такое решение принял сегодня Хамовнический суд Москвы, рассматривающий их второе уголовное дело

Бывшие совладельцы ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, обвиняемые в хищениях на сумму около 900 млрд рублей, останутся под стражей. Такое решение принял сегодня Хамовнический суд Москвы, рассматривающий их второе уголовное дело. Срок ареста бизнесменов продлен до 17 мая 2010 года. Аргументы защитников, апеллировавших к решению Европейского суда и вспоминавших недавнюю гибель в СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, не помогли. Впрочем, Михаил Ходорковский предвидел подобных исход. Рассмотрение судом вопроса о мере пресечения он назвал формальным «ритуалом», который проходит раз в несколько месяцев.
С ходатайством о продлении подсудимым срока содержания под стражей, который истекает 17 февраля, к суду 10 февраля обратился гособвинитель Валерий Лахтин. Он просил оставить подсудимых в СИЗО. При этом прокурор использовал довольно стандартные доводы о том, что, находясь на свободе, подсудимые могут скрыться, «продолжить заниматься преступной деятельностью» и помешать установлению истины по делу. Гособвинитель подчеркнул, что вмененные подсудимым преступления (хищение и легализация имущества, — BFM.ru) представляют «большую общественную опасность». Привел прокурор и довольно оригинальные аргументы. Например, он заявил, что нахождение подсудимых в СИЗО, «не нарушает их прав как граждан России», поскольку они пребывают там по решению суда. Это соответствует Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции России.
Кроме того, Лахтин вспомнил показания допрошенных в суде свидетелей (их еще не оценил суд). Например, слова бывшего управляющего австрийской компании «Ист Петролиум» Евгения Рыбина (он обвинил Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в разграблении дочерних компаний и хищениях и заявил о причастности подсудимых к покушению на его жизнь, — BFM.ru).
Адвокаты подсудимых взяли на подготовку целый день. Насчет исхода дела никто иллюзий не питал. Даже если бы суд и принял сенсационное решение, Ходорковский и Лебедев, получившие в 2005 году восьмилетний срок по приговору Мещанского суда, все равно остались бы в СИЗО. Весь вопрос, на каких условиях. По словам адвокатов подсудимых, в случае отмены ареста, обвиняемым обязаны были создать условия содержания в соответствии с вынесенным им приговором. Дело в том, что условия содержания в СИЗО, существенно отличаются в худшую сторону от таковых в колониях. Особенно от колоний общего режима, где должны находиться Ходорковский и Лебедев. «Например, в колонии Лебедев мог принимать душ каждый день, тогда как в изоляторе — только раз в неделю», — рассказал BFM.ru адвокат подсудимого Владимир Краснов. Есть еще ряд существенных отличий, связанных с количеством получаемых передач и свиданий с родственниками. Например, Ходорковский, как осужденный, имеет право раз в три месяца на длительные свидания с женой, но как арестованный — не имеет такой возможности. «Суд приговорил Ходорковского и Лебедева к отбыванию срока в колонии общего режима, а они фактически отбывают его в условиях тюрьмы», — отметил Краснов.
Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант заявил, что ходатайство прокуратуры является незаконным и необоснованным, и заявлено оно «лицами, которые полностью дискредитировали себя». Он отметил, что гособвинитель Лахтин принимал непосредственное участие в аресте Платона Лебедева в 2003 году. «Этот арест, напомним, Европейский суд, а затем и Президиум Верховного суда РФ признали незаконным!» — сказал защитник.
Он привел несколько цитат из ходатайства прокуроров. Например, о том, что «содержание под стражей Ходорковского и Лебедева будет способствовать расследованию других уголовных дел». «Трудно найти формулировку, более откровенно характеризующие истинные цели обвинения! Они хотят держать их в заложниках, грабить и творить расправу!» — отметил защитник в своих возражениях.
Вадим Клювгант назвал «лицемерными» доводы представителя прокуратуры о том, что «данные, полученные из медицинской части следственного изолятора» свидетельствуют о возможности подсудимых находиться в СИЗО. Адвокат напомнил суду о недавней смерти в «Матросской тишине» юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. «Она последовала несмотря на то, что врачи СИЗО регулярно выдавали справки о его вполне удовлетворительном состоянии здоровья», — заявил адвокат.
Адвокат напомнил, что срок содержания подсудимых по первому приговору истекает только в 2013 году. «Чтобы подсудимые, находящиеся в условиях строгой изоляции, могли скрыться от судебного следствия, продолжить преступную деятельность, угрожать участникам судопроизводства и уничтожать доказательства, они, как минимум, должны находиться в сговоре с сотрудниками ФСИН и МВД, что не приснится и в страшном сне!» — подытожил Клювгант.
Михаил Ходорковский также подверг критике представителя гособвинения. Он заявил, что против «своего ритуального ареста ритуально» возражает. «Когда и если суд начнет арестовывать тех, кто на самом деле противодействует процессу, вне зависимости от их мундиров и погон, тогда мы сможем констатировать, что суд в России стал независимым», — заявил экс-глава ЮКОСа.
Для принятия решения судья Виктор Данилкин взял тайм-аут на день. В итоге же он полностью согласился с доводами представителей прокуратуры. «В настоящее время оснований для изменения меры пресечения не имеется», — отчеканил судья.
«Вероятность вынесения противоположного решения была равна нулю», — признался BFM.ru Владимир Краснов. — Чего стоило ждать, если руководители нашей страны сами признаются, что судебная власть вписана в вертикаль исполнительной власти». С ним был полностью согласен и Вадим Клювгант. «Постановление суда говорит своей пустотой, — завил защитник. — Оно лишний раз подтверждает мнение наших подзащитных о том, что это всего лишь ритуал, который исполняется каждые три месяца, и суд нас попросту не слышат». На вопрос о том, будет ли защита обжаловать судебный акт, Клювгант ответил положительно: «Ведь ритуал надо до конца доводить».
Другой адвокат Михаила Ходорковского Наталья Терехова сказала, что решение Хамовнического суда может быть предметом обращения в Европейский суд, поскольку оно «не мотивированно».
Рекомендуем:




Рекомендуем:


















