16+
Четверг, 10 июля 2025
7 февраля 2010, 18:55 Финансы

Международные инвесторы активно возвращаются

Лента новостей

15 февраля на срочном рынке РТС будет запущен новый продукт — фьючерс на Индекс RTS Standard. О том, чем этот инструмент может заинтересовать инвесторов, в интервью Business FM рассказал председатель правления РТС Роман Горюнов

Роман Горюнов. Фото: РИА Новости
Роман Горюнов. Фото: РИА Новости

15 февраля на срочном рынке РТС (FORTS) будет запущен новый продукт — фьючерс на Индекс RTS Standard. Об этом председатель правления РТС Роман Горюнов рассказал в интервью Business FM на форуме «Россия 2010». Базовым активом нового инструмента является Индекс RTS Standard, который биржа начала считать в январе. Это индекс 15 наиболее ликвидных российских голубых фишек. Торговаться фьючерс будет по стандартным датам.

— Чем новый торговый инструмент может заинтересовать инвесторов?

— Мы считаем, что это очень перспективный инструмент, он станет хорошим дополнением к фьючерсу на Индекс RTS, который у нас сейчас очень активно торгуется. Многим участникам он обеспечит дополнительные возможности с точки зрения арбитражных операций, потому что обеспечивает игру между всем рынком и наиболее ликвидной его частью. В последнее время мы видим, что влияние акций второго эшелона на поведение индекса РТС стало достаточно серьезным.

В Индекс RTS Standard входят 15 наиболее ликвидных бумаг. А в Индекс RTS — 50, среди которых ликвидные и не очень ликвидные бумаги. Последнее время структура спроса динамично меняется. Мы видим, что сейчас акции второго эшелона растут значительно большими темпами, чем первого. Поэтому появляются дополнительные арбитражные возможности. Кроме того, для участников появляется дополнительная возможность с точки зрения игры между покупкой акций в RTS Standard и продажей фьючерсов. А при единой системе обеспечения по данным контрактам можно будет покупать бумаги и продавать фьючерсы на эти бумаги. Это очень интересная стратегия, которая должна стать популярной.

— Планируются ли добавить опционы на данные фьючерсные контракты?

— Да, опционы мы будем делать. Как правило, это происходит с небольшой задержкой, от пары недель до месяца, чтобы получилась первоначальная ликвидность. После чего уже ценообразование будет более транспарентным (прозрачным, — BFM.ru). Потому что в начале, пока ликвидность только складывается, участникам тяжело оценивать опционы, поскольку сам базовый актив не очень расторгован.

— На форуме «Россия-2010» много говорилось о ситуации на финансовых рынках. Как вы оцениваете инвестиционный климат в России?

— Мы видим, что в течение последнего полугодия международные инвесторы возвращаются и делают это активно. Мы должны понимать, что инвесторы — это люди, в которых всегда борются страх и жадность. Когда они видят, что рынки позитивные, что есть большие перспективы, то жадность перевешивает страх, и они быстро реагируют на изменяющуюся конъюнктуру. Мы же пока видим, что количество инвесторов достаточно серьезно растет.

— На днях совет директоров РТС принял решение о покупке национального депозитарного центра. То есть многолетний конфликт между расчетными депозитариями двух бирж — РТС и ММВБ — подходит к концу. Как это скажется на участниках торгов?

— Я поправлю. Мы приняли решение купить не НДЦ, а пакет акций ДКК, который принадлежит НДЦ. На участниках торгов это не скажется тактически никак. Потому что в данной ситуации это вопрос корпоративного управления и развития расчетных депозитариев. Это очень позитивный шаг с точки зрения доверия и взаимоотношения различных участников финансового рынка, инфраструктурных организаций.

Конфликтная ситуация продолжалась достаточно долго, и хорошо, что она получила логическое разрешение. Дальше можно выстраивать взаимоотношения на основе взаимовыгодных условий. Инфраструктура создана для участников рынка, поэтому она должна соответствовать тем требованиям, которые есть у участников в части издержек и инструментария. Это будет крайне позитивно для развития рынка в целом.

— Недавно министр финансов Алексей Кудрин заявил о том, что правительство планирует вернуть средства, которые ушли с рынка вместе с иностранными инвесторами. Это примерно 60–70 млрд долларов. Может ли биржа помочь вернуть эти деньги?

— Биржа является одним из ключевых игроков и основным звеном инфраструктуры финансового рынка, посредством которого инвестиции и приходят в экономику. Биржа — это механизм, который позволяет совершать сделки как на первичном размещении, так и на вторичных торгах, осуществлять инвестиции. При этом биржа выступает гарантом исполнения сделок и предлагает для этого наиболее надежные и технологичные механизмы. Все это нужно для того, чтобы инвесторы чувствовали уверенность, что по тем сделкам, которые совершаются, они защищены с точки зрения исполнения обязательств перед ними. Биржа разрабатывает различный инструментарий для того, чтобы инвестору было комфортно работать на рынке. Здесь можно отметить механизмы хеджирования, производные финансовые инструменты, которые используются большинством инвесторов для страхования своих рисков. Сейчас в этой связи российская инфраструктура и, в частности, РТС представляют широкие возможности для российских и международных инвесторов. Уровень развития российской инфраструктуры достаточно высок для того, чтобы поддерживать тот инвестиционный спрос, который сейчас появляется со стороны международных инвесторов.

— Сейчас во всем мире просматривается тенденция ужесточения регулирования торгов. Ожидаются ли ужесточения правил в России?

— В последнее время появилось много пугалок, они периодически всплывают. Регулирование должно быть в определенной мере. Сейчас российским регулятором удается найти определенный баланс в части того, что требования по регулированию, с одной стороны, идут в духе мировых тенденций, а с другой — они как раз направлены на лучшую идентификацию тех продуктов, которые могут быть на рынке, на выработку правил регулирования по таким продуктам.

— Многие компании на российском рынке, которые торгуются на наших биржах, не проходили процедуру IPO, а были акционированы путем приватизации. Является ли это препятствием для зарубежных инвесторов?

— Формальным препятствием это не является. Здесь существует возможность приобретения на вторичном рынке тех или иных акций. С другой стороны, при проведении IPO компания понимает, как ей надо общаться с инвесторами. Готовит отчетность, структурирует свою деятельность. Она старается быть привлекательной для инвесторов, а во время приватизации никто таких задач не ставил. Многие компании даже считают, что наличие рынка акций для них вред, а не добро. На бирже периодически происходят такие случаи, когда те или иные эмитенты не довольны тем, что они торгуются.

Но в целом ответ на заданный вопрос — и да, и нет. С одной стороны, они ОАО и их акции могут покупаться. С другой, с точки зрения корпоративной культуры большому количеству эмитентов нужно еще до инвесторов пройти очень долгий путь. Со своей стороны, мы стараемся работать вместе с эмитентам и в этом: привлекаем наших партнеров, у нас есть проект со Standart&Poor’s по рейтингу информационной открытости эмитентов.

— В чем суть этого проекта?

— Ежегодно мы оцениваем рейтинг информационной прозрачности эмитентов, и по специальной методике, которая разработана коллегами из Standart&Poor’s, выставляются баллы. Они сравниваются от года к году. Мы за этой динамикой следим и стараемся приближать компании к инвесторам, чтобы они становились более привлекательными.

Рекомендуем:

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию