Многие компании готовы перевести сотрудников на удаленку, но что их там ждет? Эксперт международной консалтинговой компании Институт Адизеса рассказал, какой будет работа в офисах и не только после снятия ограничений
Александр Тынянских. Фото: из личного архива
Период самоизоляции показал руководителям компаний, что удаленный формат работы может быть эффективным. Исследование компании Ancor и Института Адизеса «Эффект кризиса в глазах топ-менеджмента компаний весной 2020» (есть в распоряжении BFM.ru) показало, что половина компаний готовы перевести до 50% сотрудников на удаленку, а некоторые думают о переходе на дистанционный формат всего штата.
Сертифицированный консультант Института Адизеса Александр Тынянских рассказал BFM.ru, удастся ли компаниям сэкономить на переводе штата на удаленку, нужно ли контролировать работу сотрудников дистанционно и как кризис изменит трудовые отношения в дальнейшем.
Согласно результатам вашего исследования, удаленная форма занятости получит новую жизнь после отмены карантина. Почти половина опрошенных компаний готовы перевести до 50% сотрудников на удаленку. Как вы думаете, почему — ради экономии на аренде помещений или потому что кризис показал, что на удаленке люди работают эффективнее?
Александр Тынянских: Есть несколько причин. Первая: самим людям понравилось работать на удаленке. Понятно, что не всем — есть экстраверты и интроверты. Экстравертам гораздо тяжелее. Тем не менее, доля тех сотрудников, кому такой формат работы пришелся по душе, достаточно высока.
Вторая причина: компании увидели повышение эффективности, особенно те, кто управляет сотрудниками по результату, а не по процессу. Компаниям, которые не научились еще так управлять, или управляют, скорее, присматривая за сотрудниками, гораздо тяжелее перестраивать работу на удаленке. Третья причина: желание сэкономить на офисных площадях.
Сейчас люди боятся потерять работу, поэтому, наверное, показывают максимальную эффективность. Не рискуют ли руководители, которые планируют отправить на удаленку часть сотрудников навсегда, спустя время столкнуться с падением их продуктивности и как следствие — низкими показателями компании?
Александр Тынянских: Естественно, компании сейчас видят повышение вовлеченности сотрудников. Это связано с тем, что люди понимают: как они сейчас поработают, такое отношение к ним и будет в последующем.
Кризис сильно выявил разницу в подходах. Люди, которые действительно стараются быть полезными для компании, начали работать гораздо больше, а у людей, которые по-другому немного думают, больше страхов, эффективность снижается. Но, конечно, все компании понимают, что этот всплеск эффективности, возможно, влечет за собой серьезное выгорание. Причем с нескольких сторон: из-за того что больше работы и она ненормированная, потому что люди перестали работать в конкретные часы с 9 до 6 и работают в рваном графике. Второе — неприспособленность рабочих мест у многих в домах. И самая главная причина — отсутствие социализации. Из-за этого собственники, СЕО даже если будут выводить сотрудников на удаленку, никуда не денут офисы, будут проводить там какое-то количество встреч, чтобы поддерживать социализацию и атмосферу, потому что правильную атмосферу в Zoom воссоздать невозможно. И многие моменты в коммуникациях, которые могут быть правильно решены в офлайн-режиме, сложно решить онлайн. Поэтому, скорее всего, офисы будут превращаться в такое место, куда люди приходят, чтобы социализироваться именно в рабочей атмосфере. Есть исследования, согласно которым IT-компании, которые, казалось бы, всячески должны приветствовать удаленку, выявляли необходимость все-таки совместного нахождения в офисе людей, чтобы генерить совместные идеи. Если люди находятся в одном помещении, креативность повышается.
Получается, речь о частичной удаленке? Компании при этом планируют сокращать офисные пространства, снимать более маленькие помещения?
Александр Тынянских: Есть два тренда. С одной стороны, скорее, будет вывод на удаленку не на 100%. Один-два раза в неделю человек будет приходить в офис. Из этого вывод такой, что напрямую сократить пропорционально офисные помещения не совсем получится. Сами помещения не совсем приспособлены для того, чтобы взять и отказаться от какой-то части. С другой стороны, офисные пространства будут постоянно видоизменяться, и закрепленные рабочие места за конкретными людьми станут общими, чтобы человек, который пришел в офис, мог сесть за любой свободный стол и работать. Компании будут так выходить из этого положения.
Если оставлять сотрудников на удаленке, нужно ли вводить какие-то специальные методы контроля за их работой?
Александр Тынянских: С точки зрения управления, во-первых, сильно повышается доля и важность IT-решений в части управления сотрудниками. Повышается роль программных средств, которые компании сейчас используют для понимания, о чем работники думают, какие проблемы у них возникают и в каких направлениях.
Второе — это все-таки изменение от модели управления по процессу, то есть наблюдения за тем, как сотрудник работает, на управление по результату. Ставятся конкретная задача и сроки, и руководителю не важно, сколько человек потратит на это времени, сколько занят в течение суток или в какое время он занят. Главное — решить задачу. Управление по целям и результатам — это must have.
Можно ли говорить о существенной экономии для компаний, которые переводят сотрудников на удаленку, какие это могут быть цифры?
Александр Тынянских: Здесь надо различать две вещи. Экономия на людях, на фонде оплаты труда, и экономия другого порядка. Если ты уменьшаешь количество людей в офисе, то можешь потенциально уменьшить офис или даже сдавать лишние площади другим компаниям. Другая степень экономии: отдельные компании говорили о том, что люди соглашаются на меньшие зарплаты, потому что у них частично уменьшаются затраты на транспорт, офисную одежду и так далее. То есть в принципе это потенциальная экономия на оплате труда. Но я думаю, что это не будет большой долей по сравнению со всеми остальными факторами, которые влияют на оплату труда. Потому что сейчас, конечно, рынок работодателя, а не рынок кандидата.
Нужен ли отдельный регламент для удаленных сотрудников, где будет обозначена, например, оплата переработок, утвержден распорядок рабочего дня, формы отчетности, способы коммуникация и так далее?
Александр Тынянских: Все гости наших «круглых столов» говорили, что в целом форма и метод работы, оплата труда переходят на оплату за конкретный результат, то есть люди начинают даже перестраивать систему KPI, потому что у многих эта система с годами превратились во что-то эфемерное. Сначала системы были простыми и направленными на конкретный результат, потом, с течением времени, они превращались в сложные механизмы контроля непонятно чего. Сейчас снова идет возврат к KPI за конкретный результат, по сути, за «сдельную работу». Есть задача. Ты ее выполнил — получил деньги.
Оплата за результат больше напоминает фриланс или проектную работу. Будет ли тогда у сотрудников мотивация работать по найму?
Александр Тынянских: Это хороший вопрос, потому что еще один большой тренд — изменение формы трудовых отношений между компанией и сотрудниками. Разные компании по-разному к нему относятся, но все-таки тренд на «аренду» сотрудников есть. Когда компании столкнулись с тем, что уволить людей сложно, но платить им нужно, они стали думать о том, чтобы заключать другие виды трудовых отношений, чтобы можно было «арендовать» сотрудников на конкретную задачу. Эту мысль, которую высказали одни компании, другие считают не совсем удачной, потому что у тебя не получится создать полноценную команду. То есть люди, которые составляют костяк команды, все-таки должны быть на постоянной занятости в штате, но, возможно, какие-то линейные специалисты будут привлекаться для временной работы. Вообще есть тренд на фриланс, аутсорсинг, аутстаффинг.
Согласно исследованию, 55% компаний рассматривают возможность увольнений. Правильное ли это с точки зрения бизнеса решение? Не будет ли потом проблем с набором новых специалистов, учитывая, что репутация компании может пошатнуться?
Александр Тынянских: Все компании, даже которые собираются увольнять людей, говорят следующее: «Главная задача — сохранить костяк команды» и «Мы будем увольнять тех, кого мы могли бы уволить и в хорошие времена, но у нас было достаточно денег для того, чтобы их не увольнять». Они будут увольнять неэффективных работников, а также уменьшать уровни управления. У меня есть конкретные примеры компаний, которые поняли, что начальник управления им не нужен, а директора департаментов могут управлять напрямую начальниками отдела.
Какой вариант работы вы выбрали для себя? Будете ли возвращать в офис 100% штата или часть останется работать из дома? Должна ли при этом, на ваш взгляд, сохраняться зарплата?
Александр Тынянских: У нас в этом смысле очень эффективная работа — практически никого в офисе нет. Наверное, нынешние события нас меньше всего затронули, потому что мы всегда жили в Zoom. Офис у нас всегда был очень маленький. И мы всегда управлялись по целям. Именно в части организации работы сотрудников здесь мало что поменялось. Что изменилось? Нам приходится много работать с клиентами, и мы развиваем диджитал-инструменты работы онлайн. Не все процессы, которые хорошо работали в офлайн с клиентом, напрямую могут быть переведены в онлайн.