Марк Шмулевич: бизнес-составляющая в науке должна заметно вырасти
Лента новостей
Экс-замминистра связи в интервью BFM.ru рассказал о том, как нужно реформировать российскую науку и чему ученые могут научиться у предпринимателей

Доля прикладной науки, результаты которой можно быстро превратить в рыночные продукты, в российских университетах должна сильно вырасти. Такое мнение в интервью BFM.ru выразил Марк Шмулевич. В 2012-2014 гг. он курировал развитие ИТ-отрасли в правительстве России в должности заместителя министра связи. А сейчас Шмулевич отвечает за сотрудничество с ведущими университетами и исследовательскими центрами в компании Acronis и участвует в рабочей группе, которая помогает в реформировании Новосибирского государственного университета. Цель реформы — добиться повышения рейтинга НГУ. Университет стал одним из участников программы «5-100-2020» — к 2020 году не менее пяти российских вузов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов согласно QS World University Rankings.
Изменений нужно провести много, в том числе кардинальные. Прежде всего, это реформа системы управления и интеграция. Акцент нужно делать на повышении качества и объема исследований высокого уровня. НГУ должен стать центром большого конгломерата, который такими исследованиями занимается.
При этом, какой-то спрос, конечно, есть. Но вторая проблема в том, что система не выстроена так, чтобы этот спрос эффективно находил предложение.
Мы по разным направлениям плотно сотрудничаем с Сингапуром. Там научные проекты разбиты на две части. Есть институты, которые находятся в государственном научно-образовательном контуре, как большинство институтов в России. Они либо под министерством образования и науки, либо работают по каким-то грантам, но также под правительством. А есть отдельное агентство «Эй-Стар» (Национальное агентство на науке, технологиям и исследованиям Сингапура — прим. ред.), которое занимается развитием научных исследований именно в интересах бизнеса. Институты, которые находятся там, устроены по-другому. У них есть советы, в которые входят представители бизнеса.
Давайте рассмотрим такую ситуацию. Есть две схожих научных лаборатории. Но у одной основные заказчики государство и структуры, заинтересованные в научных результатах. В ситуации выбора, исследователи этой лаборатории будут думать только о чисто научных результатах. Во второй лаборатории ученые поставлены в такую ситуацию, что главный смысл и показатель эффективности их работы — создание технологии, которая коммерциализируется. Когда есть наблюдательный совет, в котором есть бизнес, исследователи будут по-другому думать. Мы хотим часть такой модели реализовать здесь.
Да, спрос пока небольшой. Но чтобы он эффективно находил предложение, нужно чтобы люди с этим спросом имели доступ к исследовательским группам и тому, что происходит. Создание наблюдательного совета (Наблюдательный совет НГУ сформирован в рамках программы повышения конкурентоспособности — прим. ред.), который сейчас функционирует и в котором есть представители бизнеса — это правильный шаг. Дальше в структуре корпоративного управления тоже должны появиться такие люди — это второй шаг. И в-третьих, нужно осуществлять стыковку с самими заказчиками и интересантами из бизнеса.
Уже сегодня, а через 10 лет это будет еще более явно выражено, процесс создания технологий и их внедрения в экономику становится все быстрее и быстрее. Исследование — создание новой технологии — создание продукта — экономика — прибыль. Если раньше этот процесс мог занимать 20 лет, сегодня есть уже масса примеров, когда это занимает около пяти лет.
Нужно развивать исследовательскую работу. Но программа, как стимул, должна быть. И хорошо, что она есть.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

