Арест фигурантки дела «Оборонсервиса» узаконили без нее
Лента новостей
Мосгорсуд оставил в силе решение Хамовнического суда об аресте Екатерины Сметановой, подозреваемой в мошенничестве с активами «Оборонсервиса» на сумму около 300 млн рублей

Мосгорсуд сегодня оставил под стражей Екатерину Сметанову — фигурантку громкого дела о хищении в «Оборонсервисе» активов Минобороны на сумму более 3 млрд рублей. В суде прозвучало, что ей инкриминируются три эпизода мошенничества на сумму около 300 млн рублей. Защите так и не удалось добиться переноса процесса и личного участия обвиняемой на заседании.
Перед началом слушания, где рассматривалась жалоба защиты на арест Сметановой, активно обсуждался отказ обвиняемой от адвокатов, которых наняла ее мать. «От Сметановой поступают противоречивые бумаги — в одних она пишет, что ей нужны адвокаты, в других — что ей нас не надо. Идет непонятная чехарда. Мать свою дочь хорошо знает и считает, что на нее оказывается психологическое давление», — заявил перед началом слушания нанятый матерью обвиняемой адвокат Руслан Закалюжный.
«Что там происходит — одному богу известно»
Это подтвердила и Ольга Пожарская — мать Екатерины Сметановой. Она высказала мнение, что идет какой-то «торг» и следователи вынуждают ее дать нужные им показания. По ее словам, сейчас возможность видеть ее дочь есть только у адвоката Евгения Кавуна, которого ей предоставили следователи. Он — бывший сотрудник военной прокуратуры. От первого своего адвоката, Александра Макарова, Сметанова отказалась в день предъявления обвинения, 8 ноября. «Следователи просто вынесли записку, написанную ее рукой», — рассказала Пожарская. — С 30 октября я свою дочь не видела и не слышала. На сегодняшний день я не знаю о ней ничего. Может быть, ее психологически загнали в угол для того, чтобы дать нужные следствию показания. Что там происходит — одному богу известно».
Ольга Пожарская сообщила, что после этого она и заключила соглашение на оказание юридической помощи с другими защитниками — Русланом Закалюжным и Русланом Коблевым, однако они до сих пор не допущены к делу.
«История странная, — признал Руслан Закалюжный. — Еще более странно, что Сметанова в нарушение закона в течение 20 дней находилась в изоляторе временного содержания на Петровке и только вчера ее перевели в «Лефортово». По закону, она могла там находиться не более 10 суток».
В начале слушания в Мосгорсуде защитники попросили отложить процесс. Они заявили, что хотели бы увидеть свою клиентку, ведь раньше она высказывала желание лично участвовать в заседании суда второй инстанции. Кроме того, они хотели бы прояснить вопрос о том, хочет ли она видеть их своими адвокатами.
Слушание без обвиняемой
Однако тройка судей отказались перенести слушание. Судья Юрий Пасюнин зачитал ответ из СИЗО «Лефортово» на запрос суда. В нем говорилось, что на сегодняшний день ходатайств от Сметановой о желании лично участвовать на слушании в Мосгорсуде не поступало. Кроме того, был оглашен документ, в котором Сметанова просила рассмотреть жалобу без нее.
Первым взял слово адвокат Александр Макаров, который, собственно, и обжаловал арест своей подзащитной. Он просил отменить решение Хамовнического суда столицы, который 1 ноября поместил Сметанову в СИЗО до 10 декабря 2012 года. В этот день суд удовлетворил ходатайство Главного военного следственного управления Следственного комитета России.
Защитник, в частности, апеллировал к тому, что Сметанова — бывшая руководитель Центра правовой поддержки «Эксперт» — обвиняется в экономическом преступлении и не подлежит аресту.
По версии следствия, Центр правовой поддержки «Эксперт», которым руководила Сметанова, оказывал агентские услуги и искал покупателей на объекты недвижимости, принадлежавшие «Оборонсервису», подконтрольные военному ведомству. Следователи утверждают, что сделки были незаконными, а имущество было продано по заниженной цене. Ущерб от восьми таких сделок следователи Главного военного следственного управления Следственного комитета оценили более чем в 3 млрд рублей.
«Именно в процессе предпринимательской деятельности и возникли обстоятельства, которые органы следствия называют противоправными», — утверждал адвокат. Он отметил, что все вменяемые его подзащитной сделки были открытыми и фиксировались налоговыми органами. «Скрыть информацию о сделках она не может, если только не подорвав всю налоговую систему России», — заявил Макаров.
Он уверял, что обвиняемая «не представляет опасности», так как уже с февраля не работает в органах Минобороны и подведомственных ему структурах и не может оказывать влияние на должностных лиц военного ведомства.
Защитник отметил, что сейчас Сметанова занимается воспитанием двух детей, и районный суд, принимая решение об аресте, не побеспокоился об их дальнейшей судьбе. По сведениям защитника, сейчас дети находятся в Санкт-Петербурге под присмотром бабушки-инвалида.
Напомним, вместе со Сметановой Хамовнический суд 1 ноября арестовал и ее мужа — бывшего гендиректора Окружного материального склада Московского округа ВВС Максима Закутайло, который также проходит по делу «Оборонсервиса».
«Доводы следствия о том, что Сметанова имеет недвижимость на территории Испании и вынашивает планы там проживать, ничем не подтверждается. Написать можно все, что угодно», — возмущался Макаров.
Защитник также назвал вымыслом представленное во время ареста в суд письмо департамента военной контрразведки о том, что Сметанова, воспользовавшись услугами военного авиатранспорта, может покинуть пределы России. «Хорошо, что следователи не договорились до того, что она угонит подводную лодку или скроется на МИГе последней модификации», — заметил защитник.
По его словам, подобные оперативные справки зачастую пишутся, не выходя из кабинета, причем без всякой проверки информации.
Три эпизода обвинения
Макаров, а также трое других адвокатов обвиняемой просили судей изменить Сметановой меру пресечения на не связанную с лишением свободы: подписку о невыезде, залог либо домашний арест.
В свою очередь представитель Главной военной прокуратуры Жанна Малютина возражала против отмены ареста. Она заявила, что Сметановой предъявлено обвинение в совершении «трех эпизодов мошенничества — тяжких преступлений, за каждое их которых предусмотрен срок наказания, превышающий 2 года».
А именно, речь идет о хищении имущества Минобороны на сумму 81,3 млн рублей, хищении акций 31-го Государственного проектного института спецстроительства (ГПИСС) на сумму 190,1 млн рублей, а также хищение средств Окружного материального склада Московского округа военно-воздушных сил и противовоздушной обороны на сумму более 5 млн рублей.
Прокурор утверждала, что Сметанова до своего ареста «предпринимала действия, направленные на уничтожение доказательств и оказание давления на свидетелей», а вменяемые преступления вовсе «не носят признаки предпринимательской деятельности».
В итоге судьи оставили решение об аресте в силе. Покидая суд, адвокаты заявили, что намерены оспорить судебный акт в порядке надзора в президиуме Мосгорсуда и не оставят попыток увидеться с их подзащитной. «Мы считаем, что уже допущены в дело и будем добиваться встречи со Сметановой», — пояснил BFM.ru Руслан Закалюжный. Он сообщил, что вопрос о законности ареста Максима Закутайло Мосгорсуд рассмотрит 26 ноября.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


















