16+
Понедельник, 24 ноября 2025
20 ноября 2012, 16:26 Право

Екатерине Самуцевич отказали и суд, и адвокаты

Лента новостей

Сегодня Замоскворецкий суд Москвы отказался допустить Екатерину Самуцевич в гражданский процесс по делу о признании видеоролика группы экстремистским

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Сегодня получила продолжение тема обострившихся отношений участниц панк-группы Pussy Riot и их прежних адвокатов. Как заявила одна из участниц Екатерина Самуцевич, защищавшая ее до октября Виолетта Волкова до сих пор не отдает ей ключи и паспорт. При этом она уверяет, что это не связано с какими-то финансовыми претензиями со стороны бывшей защитницы.

Сегодня Замоскворецкий суд Москвы также отказался допустить Екатерину Самуцевич в гражданский процесс по делу о признании видеоролика группы экстремистским. Самуцевич, осужденная на два года условно за акцию в храме Христа Спасителя, утверждала, что решение суда в перспективе может коснуться и ее.

Дело в том, что Следственный комитет России еще не определился, заводить ли уголовное дело по статье «разжигании религиозной ненависти либо вражды» (статья 282 УК).

Следственное управление по ЦАО, расследовавшее основное дело участниц Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич о «хулиганстве» (ст. 213 УК) в храме Христа Спасителя, еще в начале июня выделило часть материалов в отдельное производство и направило их в СКР. Он должен был выяснить, имеются ли в действиях фигуранток признаки статьи 282 УК. Она предусматривает наказание от штрафа до 5 лет колонии.

Самуцевич опасается появления нового дела

«Следствие рассматривает меня как одного из изготовителей ролика, поэтому прошу признать меня по делу заинтересованным лицом и привлечь к процессу», — заявила сегодня на предварительном слушании в Замоскворецком суде Екатерина Самуцевич.

«А вы имели отношение к изготовлению и распространению ролика в Интернете?» — последовал вопрос судьи Марины Мусимович. Ответ был отрицательным.

Представитель прокуратуры высказался против вступления Самуцевич в дело. Он заявил, что ее осудили совершенно по другой статье. Кроме того, прокурор представил суду справку из полиции о том, что в результате оперативно-розыскных мероприятий не удалось установить причастность Самуцевич и других участниц группы к изготовлению и распространению ролика.

«Сейчас не удалось установить причастность, а через месяц удастся, и меня признают виновной», — настаивала Екатерина Самуцевич.

Но судья встала на сторону прокурора. Свое решение она обосновала тем, что сведений о причастности Самуцевич к распространению видеоматериалов в суд представлено не было, равно как и того, что она является собственником сайтов, на которых ролик был выложен.

Рассмотрение дела по существу суд назначил на 29 ноября.

Напомним, признать видеоролик Pussy Riot экстремистским просит Замоскворецкая межрайонная прокуратура. Она ссылается на результаты психолого-лингвистической экспертизы, которую провели после запроса депутата Госдумы Александра Старовойтова (ЛДПР).

Отметим, видеозапись так называемого панк-молебна в храме Христа Спасителя 21 февраля этого года, появившаяся в Интернете, привела к возбуждению уголовного дела против участниц панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич. Затем их арестовали. 17 августа Хамовнический суд Москвы признал всех троих виновными в хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти и вражды (ч.1 ст. 213 УК) и приговорил к 2 годам лишения свободы.

10 октября Мосгорсуд, рассмотрев кассационные жалобы осужденных, изменил наказание лишь одной фигурантке — Екатерине Самуцевич. Реальный срок ей заменили на условный и освободили из-под стражи в зале суда. Приговор Толоконниковой и Алехиной остался в силе, и их отправили отбывать наказание в колонии.

«Утрата доверия»

Покидая Замоскворецкий суд, Екатерина Самуцевич пыталась сохранять оптимизм и заявила, что будет обжаловать решение о недопуске ее в гражданское дело. «Если ролик признают экстремистским, мы тоже это обжалуем, поскольку это работа группы, а нужно эту работы защищать», — заявила она. Самуцевич опасается, что Минюст, вслед за прокуратурой, потребует удалить видеозапись со всех «общественно значимых сайтов».

Впрочем, неясно, как Самуцевич сможет оспорить судебный акт, не будучи участником процесса.

Кстати, в суд участница Pussy Riot сегодня пришла по временному удостоверению личности, поскольку, как заявила Самуцевич, ее прежний адвокат Виолетта Волкова (с ней она расторгла соглашение на стадии рассмотрения кассационного обжалования приговора в Мосгорсуде) до сих пор не отдела ей паспорт и ключи.

«Я отдала их Волковой 16 марта в Таганском суде Москвы во время ареста», — пояснила она. Сейчас, по словам Самуцевич, Виолетта Волкова не выходит с ней не связь: не отвечает на звонки и электронные письма. А ведь защитница также должна передать ей ответ из Европейского суда по правам человека, куда летом этого года все трое осужденных направили жалобу на арест. Бумаги о том, принята ли их жалоба к рассмотрению, нужны участницам панк-группы для того, чтобы обжаловать приговор. «Они на руках у Волковой», — уверена Самуцевич.

На вопрос о том, предъявляют ли защитники к девушкам какие-то материальные претензии, Екатерина Самуцевич ответила отрицательно. Впрочем, она призналась, что ее удивила активность бывших адвокатов, которые, как оказалось, пытались зарегистрировать в Роспатенте бренд Pussy Riot. «Меня очень сильно удивила эта история, не было никаких признаков, что была попытка регистрации бренда, а потом оказалось, что заявка была подана еще в апреле», — рассказала Самуцевич.

По ее словам, не меньшее удивление у нее вызвала и информация о некоем контракте, который на съемку документального фильма заключила жена одного из адвокатов — Марка Фейгина. «Мы неоднократно говорили, что мы некоммерческая группа», — подчеркнула Самуцевич.

Она заявила, что ей не вполне понятны вчерашние заявления адвокатов Марка Фейгина и Николая Полозова о том, что они расторгли соглашения с Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной. Напомним, это произошло после того как адвокатов отказались пустить к Надежде Толоконниковой в мордовскую колонию № 14. Юристы заявили, что решение было обоюдным и оговаривалось с осужденными заранее. «Адвокаты не имеют права отказаться от защиты. Если они отказались, то должно быть письменное заявление (их подзащитных)», — высказала мнение Самуцевич.

По ее словам, прошедшая в прессе информация о том, что она намерена обратиться в адвокатскую палату с тем, чтобы инициировать лишение своих бывших адвокатов статуса не соответствует действительности. «Решение еще не принято. Наши позиции разошлись по многим вопросам. Причин много. Главная причина — утрата доверия к адвокатам», — заявила Самуцевич BFM.ru.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию