Следствие прослушает песню Pussy Riot еще раз
Лента новостей
Следственное управление УВД по ЦАО назначило повторную экспертизу по уголовному делу участниц панк-группы Pussy Riot, обвиняемых в хулиганстве в храме Христа Спасителя. Выводы первой экспертизы давали шанс для освобождения обвиняемых из-под стражи

Психолого-лингвистическая экспертиза текста песни «Богородица, Путина прогони!», которую 21 февраля во время панк-молебна исполнили на возвышении алтаря в храме Христа Спасителя участницы группы Pussy Riot, не нашла в ней состава уголовного преступления. Экспертиза была назначена следствием 28 февраля, а заключение экспертной группы было готово 2 апреля, но следователь Следственного управления УВД по ЦАО столицы Артем Ранченков не представил его на заседании Таганского суда 19 апреля, ограничившись ходатайством о продлении обвиняемым срока содержания под стражей.
Поводом для возбуждения уголовного дела стала акция участниц группы Pussy Riot 21 февраля этого года: пять девушек в масках пришли в главный храм страны, подошли к алтарю, включили звукоусиливающую аппаратуру и спели песню, которая была воспринята верующими как богохульство. Сами участницы акции назвали свое выступление «панк-молебном».
В марте были задержаны три участницы группы: студентка пятого курса философского факультета МГУ Надежда Толоконникова, учащаяся четвертого курса Института журналистики и литературного творчества Мария Алехина и выпускница МЭИ Екатерина Самуцевич.
Им предъявили обвинение по части 2-й статьи 213 УК (хулиганство, совершенное в составе организованной группы). Девушкам грозит штраф в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей, принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет. По решению суда срок содержания обвиняемых в СИЗО продлен до 24 июня.
Результаты психолого-лингвистической экспертизы стали известны вчера, и адвокаты обвиняемых заявили о своем намерении использовать их для отмены ареста своих подзащитных. Защитники девушек из Pussy Riot считают, что если бы следователь Ранченков не скрыл результаты экспертизы, а представил документ в Таганский суд Москвы неделю назад, «то было бы очевидно, что держать девушек под стражей больше нельзя и уголовное дело нужно прекращать».
Адвокат Екатерины Самуцевич Виолетта Волкова обратила внимание на то, что следствие предъявило фигуранткам дела обвинение, не дождавшись результатов психолого-лингвистической экспертизы. «В данном случае был грубо нарушен закон, и наши подзащитные незаконно находятся под стражей», — утверждает она.
Защитники уверены, что участники группы должны нести не уголовную, а административную ответственность, и выводы экспертов это подтверждают.
Как рассказал BFM.ru адвокат Николай Полозов, защищающий Марию Алехину, перед специалистами, которые участвовали в исследовании, поставили ряд вопросов. «В частности, следствие интересовало, содержатся ли в исполненной песне призывы к вражде и другие разжигающие или оскорбляющие элементы. В результате эксперты пришли к выводу, что никаких призывов, разжигающих рознь, нет, а единственное, что там есть — это оскорбление религиозных чувств верующих», — сказал Полозов.
Исходя из этого, считает он, Толоконникову, Алехину и Самуцевич следует привлечь к ответу по части 2-й статьи 5.26 КоАП (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики), она влечет наложение штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей.
Сергей Давидис, руководитель программы поддержки преследуемых по политическим мотивам и защиты гражданских активистов правозащитного общества «Мемориал» напомнил BFM.ru, что «Мемориал» считает Екатерину Самуцевич, Надежду Толоконникову и Марию Алехину политзаключенными, в том числе основываясь на том, что среди прочего в их деяниях нет состава преступления по статье, им вменяемой.
Давидис называет выводы экспертизы «хорошим сигналом». «Это все было очевидно и так. И это не тот вопрос, который требует глубокой экспертизы. Но само по себе пока это ни о чем не говорит, — говорит BFM.ru Давидис. — Тут удивительно то, что казенная экспертиза, которая по поручению следствия осуществлялась, пришла к таким выводам».
В минувший понедельник защита обжаловала решение Таганского суда в Мосгорсуде. Адвокаты рассчитывают на то, что имеющаяся в деле экспертиза поможет им добиться отмены ареста обвиняемых. «Суд не вправе истребовать экспертизу пока идет следствие. Но мы можем задать следователю вопросы о ней, — раскрыл Полозов тактику защиты. — Тогда станет ясно, на какой стороне суд, подыгрывает ли он следствию или нет. Если суд даст нам возможность задать вопросы следователю, то, да, это честный и справедливый суд, а если даст уйти от ответа, то ни о какой справедливости речи быть не может».
Адвокаты также сообщили BFM.ru, что выводы проведенной по делу экспертизы лягут в основу их жалобы, которую они 27 апреля намерены подать в Европейский суд по правам человека. В ней защита ставит вопрос о неправомерности предъявления обвинения участницам Pussy Riot и незаконности их содержания под стражей.
Попытка №2
Между тем, в Главном управлении МВД России по Москве сегодня заявили, что «любые выводы об отсутствии в действиях обвиняемых состава преступления на данный момент являются не только преждевременными, но и необъективными».
Следствие назначило еще одну экспертизу, которая призвана «оценить распространенный в Интернете видеоролик и его воздействие на общество».
В официальном заявлении столичной полиции выражается несогласие с оценкой адвокатов выводов экспертизы. «Признаки возбуждения ненависти и вражды — это квалифицирующие признаки статьи 282 УК РФ УК (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Совершение этого преступления участницам группы Pussi Riot следствием не вменялось», — говорится в нем.
В полиции отмечают, что оценку любым доказательствам по уголовному делу оценит суд. Пока же обвиняемые не раскрывают мотивов своего поступка и отказываются давать показания, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ.
«Получили ровно то, на что рассчитывали — популярность»
Сегодня свое мнение по поводу скандального дела Pussy Riot высказал и президент Дмитрий Медведев в своем прощальном интервью. «Если говорить о моей позиции, как вы сказали, воцерковленного человека, я скажу очень аккуратно, чтобы никого не обижать. На мой взгляд, участники того, что было сделано, получили ровно то, на что рассчитывали». По его мнению, они добивались популярности.
«Я всегда старался избегать юридических комментариев до той поры, пока, во всяком случае, нет обвинительного или оправдательного приговора», — пояснил свою позицию Медведев.
На вопрос об адекватности меры пресечения обвиняемым глава государства заявил: «Не я принимал решение, а судья. Если я сейчас начну комментировать решение судьи, это и есть вмешательство в правосудие. Я, в конце концов, президент. Это сигнал типа «держите, не выпускайте» или, наоборот — «немедленно выпустите».
Отсутствие решения суда не помешало выходу фильма Аркадия Мамонтова о Pussy Riot «Провокаторы», который был показан на телеканале Россия-1 в ночь на среду. Журналист анонсировал его на своей странице в Facebook, написав, что это фильм «... о тех богохульниках, которые ворвались в Храм Христа Спасителя и устроили там шабаш, а теперь обращаюсь к православным: Братья и сестры! Смотрите программу, она будет интересна. Надеюсь, что вы узнаете много нового. Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами».
Свою точку зрения на происходящее выразили и представители Русской православной церкви. Оценки, надо сказать, неоднозначные. Так, после продления срока содержания под стражей участниц группы глава синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выразил надежду на то, что участницы «панк-молебна» в храме Христа Спасителя раскаются.
Протодиакон Андрей Кураев 23 апреля в интервью телеканалу «Дождь» заявил: «Если Патриарх молчит и не говорит о милосердии к этим девицам, то почему я не могу об этом говорить? … Для меня здесь даже вопрос не милосердия, для меня это вопрос, простите, да даже просто пиара. Не моего личного. Зачем Церкви своими руками создавать новую Веру Засулич, объясните мне, пожалуйста?».
В гражданском обществе строгость наказания «кощуниц» (применительно к Pussy Riot это слово прозвучало в «Провокаторах») тоже воспринимается по-разному.
Правозащитники из международной правозащитной организации Аmnesty International заявили, что подследственных следует считать узниками совести. «Даже если три арестованные женщины и принимали участие в акции, столь суровые ответные меры российской власти представляют собой неоправданно жесткую реакцию на мирное — хотя и оскорбительное для многих людей — выражение политических убеждений», — заявили в организации.
Писатель Лев Рубинштейн в своем блоге на Grani.ru написал: «История, подобная этой, история, сумевшая спровоцировать столь бурные страсти и столь неадекватное возбуждение церковно-карательного механизма, в любой цивилизованной стране могла бы прослужить информационным поводом не дольше чем пару-тройку дней. И я уже в который раз задаюсь вопросом: где мы живем? И, главное, когда, в каком веке? <> Неужели ТАКОЕ возможно в наши дни?».
На странице группы поддержки группы Pussy Riot в Facebook — Free Pussy Riot — пользователи выложили перевод песни на английский и итальянский языки.
24 апреля у посольства России в Лондоне прошла акция в поддержку группы, в которой приняли участие около 50 человек. Порядок обеспечивали девять полицейских (по данным Русской службы Би-би-си). Акции в поддержку участниц группы проходили и в Москве.
А за день до этого, 23 апреля, москвич Андрей Бородин ворвался в кабинет судьи Таганского суда Елены Ивановой и, угрожая топором, потребовал, чтобы она освободила арестованных. Его скрутили и поместили в СИЗО. Следствие собирается предъявить ему обвинение по статье 295 УК — «посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие». Она предусматривает наказание на срок от 12 до 20 лет колонии либо пожизненное лишение свободы.
«Отказываюсь верить в неспособность христианина прощать»
Сами участницы группы пишут письма-обращения из СИЗО. Последнее письмо Надежды Толоконниковой датировано 5 апреля и посвящено вопросам гендерного равенства. «Судящие активисток панк-группы Pussy Riot … предполагают, что существует лишь одна истина, и право ее устанавливать принадлежит только им, судящим. Я называю эту истину патриархальной, сексистской, гомофобной, ксенофобной, традиционалистской и фундаменталистской», — пишет она.
Мария Алехина 13 апреля в своем обращении написала: «Совсем скоро Светлое Воскресение Пасхи — праздник, когда радость от необъяснимого единства в воздухе между людьми становится ярче и больше изъяна в одном отдельном человеке. Накануне его — сейчас, в Страстную неделю, я говорю, что хочу праздновать с чувством мира внутри и вокруг. И если кто-либо обижен за мои поступки или слова, то пусть простит. Ничьи религиозные чувства я не имела и не имею целью оскорбить. Настоящее похоже на маятник между словами «нелепица» и «беспредел»… Именно человек и его странный закон сейчас делает из меня преступницу. Я отказываюсь верить в это, как и отказываюсь верить в неспособность христианина прощать. До последнего и совсем».
Рекомендуем:




Рекомендуем:


















