В гибели Магнитского нашли крайних
Лента новостей
Следственный комитет России нашел крайних в гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Уголовное дело возбуждено в отношении замначальника СИЗО «Бутырка» Дмитрия Кратова и врача Ларисы Литвиновой

Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении Дмитрия Кратова, замначальника СИЗО «Бутырка», в котором вплоть до гибели содержался юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, и лечащего врача арестованного Ларисы Литвиновой.
По мнению СКР, в действиях Литвиновой усматриваются признаки преступления, предусмотренного частью 2-й статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
Бывший заместитель начальника следственного изолятора №2 «Бутырка» и непосредственный начальник Литвиновой Дмитрий Кратов подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 2-й статьи 293 УК РФ (халатность, то есть ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, повлекшее по неосторожности смерть человека). Если вина будет доказана, Литвинову грозит наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, а Кратова — до пяти.
По данным следствия, подозреваемые в течение четырех месяцев не назначали Магнитскому повторное УЗИ, которое ему было предписано, а в больницу «Матросской тишины» перевели за несколько часов до смерти (до этого он содержался в «Бутырке», в которой больницы нет - BFM.ru).
Пока официального обвинения ни Кратову, ни Литвиновой не предъявлено. Их дело соединено в одно производство с делом о гибели Магнитского.
Напомним, что Сергей Магнитский скончался в возрасте 37 лет 16 ноября 2009 года от острой сердечной недостаточности в «Матросской тишине». Магнитского обвиняли в уклонении от уплаты налогов с организаций (статья 199 УК). Кроме того, юриста подозревали в мошенничестве с налоговыми декларациями и хищении из госбюджета 5,4 млрд рублей. Инвестфонд Hermitage утверждает, что эта сумма была уплачена его компаниями государству, но деньги были украдены коррупционерами, в числе которых сотрудники правоохранительных органов.
Правозащитники приветствовали сам факт появления первых подозреваемых по делу о гибели Магнитского, однако они считают, что круг подозреваемых следует расширить.
Отметим, что на заседании президентского Совета по правам человека и развитию гражданского общества в Нальчике 5 июля они передали главе государства пятистраничный доклад — результат собственного расследования причин смерти Магнитского. Его авторы, в частности, расценили действия следователя Олега Сильченко и начальника Бутырского СИЗО Дмитрия Комнова (после гибели Магнитского он был переведен в другой СИЗО) как воспрепятствование оказанию заключенному медицинской помощи.
Ранее председатель постоянной палаты по правам человека политического консультативного совета при президенте, член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев и его коллеги говорили о том, что юрист фонда Hermitage Сapital Сергей Магнитский умер в тюрьме от избиений.
Член совета правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина считает полумерой возбуждение уголовного дела в отношении бывших сотрудников СИЗО.
«На самом деле врачи — это последнее звено. Нужно смотреть намного выше», — заявила она BFM.ru. По мнению правозащитницы, в уголовном деле речь должна идти не только о халатности и причинении смерти по неосторожности, а о применении к заключенному пыток, намеренном причинение вреда здоровью. «Не думаю, что врачи могут здесь оказаться единственными виноватыми. И привлекать нужно не их. Врачи — это просто слабое звено», — полагает Ганнушкина.
Защищавший Сергея Магнитского адвокат Дмитрий Харитонов также думает, что к уголовной ответственности следует привлечь сотрудников СИЗО, которые применили насилие к арестованному. «В том, что там было, нужно разбираться», — уверен он.
Харитонов считает, что к ответу надо привлечь следователя СК при МВД Олега Сильченко. «Я всегда считал и буду считать, что у него не было оснований для подачи в суд ходатайства об аресте Сергея Магнитского, а решения судей были неправомерными», — сказал юрист.
Отметим, что в мае этого года проведенная Генпрокуратурой проверка не нашла нарушений закона в действиях Сильченко. Американская газета The Wall Street Journal отмечает сегодня, что с момента гибели Магнитского полковник Сильченко был дважды повышен в должности и получил награду.
В целом же Харитонов положительно оценил решение следствия о возбуждении дела в отношении двух первых фигурантов, однако выразил удивление, что это произошло почти спустя два года после смерти Магнитского.
Адвокат добавил, что шаги следствия вовсе не свидетельствует о том, что система меняется. «Если мы посмотрим на количество приговоров и возбуждения дел по другим делам, то увидим, что картина плачевная. Применительно к этому делу сделан первый шаг. Но только первый, — сказал Харитонов. — Понимаете, когда человек, который пишет 50 жалоб («обследуйте меня, мне плохо, у меня болит») умирает в тюрьме, и когда начальник, замначальника тюрьмы, который возглавляет медицинскую часть, плюёт на это, как вы думаете, он должен нести ответственность? Я думаю, должен. Но мне это было понятно ещё в ноябре, когда умер Серёжа».
Судья Конституционного суда в отставке, член президентского Совета по правам человека и развитию гражданского общества Тамара Морщакова, считает: «Насколько Литвинова и Кратов виновны, будут решать следственные органы и суд», — сказала она, заметив, что часто уголовные дела вообще не доходят до суда.
В Фонде Hermitage Capital считают, что Литвинова и Кратов, безусловно, виновны в гибели Сергея Магнитского. «Однако мы должны понимать, что действовали они по указанию следователей МВД и сотрудников следственной бригады, а именно, следователя Олега Сильченко и оперативника управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы Артема Кузнецова», — заявил BFM.ru представитель фонда. По его мнению, «истинных виновников смерти Сергея Магнитского необходимо искать именно в МВД, сотрудники которого незаконно арестовали Сергея как неудобного свидетеля собственных преступлений, связанных с хищением многомиллиардных средств из бюджета России».
Громкие заявления представителей Hermitage Capital и правозащитников, наконец, вызвали реакцию со стороны правоохранителей, которые до сих пор хранили молчание. Так, следователь ГСУ при ГУВД Москвы Павел Карпов, который расследовал дело о махинациях с налогами руководством Hermitage Capital, подал иск в Пресненский суд Москвы к членам президентского Совета Людмиле Алексеевой, Кириллу Кабанову и Тамаре Морщаковой. Следователь, обвиненный общественниками в получении нетрудовых доходов и имущества стоимостью несколько миллионов долларов, отрицает обвинения в коррупции и просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1 рубль.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


















