Суд недооценил достоинства братьев Якеменко
Суд частично удовлетворил иск главы Федерального агентства по делам молодежи Василия Якеменко и его брата Бориса, одного из руководителей «Наших», о защите чести и достоинства. Они требовали 4,6 млн рублей, присудили всего 150 тысяч
Читать на полной версииПеровский суд Москвы сегодня, 16 сентября, частично удовлетворил иск главы Федерального агентства по делам молодежи Василия Якеменко и его брата, руководителя «Православного корпуса движения «Наши» Бориса Якеменко о защите чести и достоинства. По решению суда, «Новая газета», а также радиостанция «Эхо Москвы» и журналист Виктор Шендерович должны опровергнуть сведения о причастности братьев Якеменко к авторам нашумевших роликов «Слово и дело», размещенных в Интернете этой весной. Причиненный истцам моральный вред суд определил всего в 150 тысяч рублей, в то время как истцы настаивали на выплате значительно большей компенсации — 4,6 млн рублей.
Поводом для иска братьев Якеменко стали публикация в «Новой газете», выступление Виктора Шендеровича в эфире радиостанции «Эхо Москвы», а также комментарий в блоге журналиста Александра Подрабинека в «Живом журнале», которые имели место в марте и в апреле этого года. В них обсуждались размещенные в Интернете скандальные видеоролики, а также высказывались предположения о том, кто мог быть причастен к их изготовлению.
Напомним, на коротких видео независимый политолог Дмитрий Орешкин, член «Солидарности» Илья Яшин и главный редактор «Русского Newsweek» Михаил Фишман пытались «договориться» с сотрудниками ГИБДД. На других видео были засняты в интимной обстановке журналист Виктор Шендерович, бывший лидер НБП Эдуард Лимонов и лидер ДПНИ Александр Белов, а также Михаил Фишман, нюхающий некий порошок. Сами «герои» роликов позже заявили о монтаже и тщательно спланированной провокации.
Высказывались предположения о том, что к созданию роликов причастны спецслужбы, Кремль и движение «Наши». Так, Виктор Шендерович 25 марта в программе «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы» заявил о том, что к провокации имеет отношение Василий Якеменко. А днем раньше в «Новой газете» вышла статья «Бредень», в которой журналисты Лола Тагаева и Александр Литой сделали вывод, что бывший лидер движения «Наши» «состоит в прямом контакте с организаторами операции».
Спустя месяц, в конце апреля, в блоге журналиста Александра Подрабинека в «Живом журнале» некий пользователь под именем jolly33 оставил комментарий, сойдясь во мнении о причастности «двух братьев, лидеров нашистов к организации операций с Яшиным, Орешкиным и Фишманом».
Истцы сочли данные высказывания оскорбительными. Братья Якеменко просили взыскать с Александра Подрабинека 200 тысяч рублей, с «Новой газеты» 2,3 млн, с журналистов этого издания 200 тысяч, с «Эха Москвы» — 1,8 млн, а с Виктора Шендеровича 100 тысяч.
Стоит отметить, что к рассмотрению дела суд смог приступить только с шестой попытки. Заседания откладывались из-за неявки Виктора Шендеровича. Так и не дождавшись журналиста, суд решил слушать дело без него.
Представлявший интересы братьев Якеменко в суде адвокат Сергей Жорин утверждал, что его доверители не имели никакого отношения к злополучным роликам. Журналисты же фактически обвинили братьев в уголовном преступлении — проникновении в частную жизнь. «Причем в личную жизнь залез не кто-нибудь, а федеральный чиновник», — отметил юрист, имея в виду Василия Якеменко. Он подчеркнул, что «порочащей является любая связь с людьми, нарушающими закон».
Что же касается Александра Подрабинека, то он, по мнению Жорина, должен был модерировать свой блог, удаляя порочащие других людей комментарии. По словам адвоката, функция премодерации в ЖЖ позволяет Подрабинеку вести предварительный просмотр комментариев, прежде чем сделать их доступными для всех.
«А вообще-то мы считаем, что Подрабинек сам разметил этот комментарий, чтобы уйти из-под ответственности. Он человек грамотный юридически, и мы не раз встречались с ним в судах», — признался BFM.ru Сергей Жорин.
Александр Подрабинек заявил, что претензии предъявлены не по адресу, а истцы даже не попытались выяснить, кто стоит за ником jolly33.
«Невинная овечка из Института географии»
«Это то же самое, если к вам в дом придут двое гостей, переругаются между собой, а потом самый обиженный побежит подавать заявление в прокуратуру. Причем не на своего обидчика, а на хозяина квартиры», — мотивировал свою позицию ответчик. Он сравнил запись в своем блоге с объявлением на заборе о пропаже собаки, на котором кто-то написал «Вася дурак». «Что же, мне потом идти и писать, что Вася не дурак?» — возмутился журналист.
Начальник юридического отдела «Эха Москвы» Кристина Кадыкова также просила отклонить иск. Она указала, что претензии братьев были предъявлены в связи с материалом, размещенным на сайте радиостанции. «Однако это была распечатка передачи Шендеровича, которая вышла в прямом эфире. Согласно пункту 6 статьи 57 закона «О СМИ», редакция не несет ответственности за сказанное в прямом эфире, так как уже не имеет возможности отредактировать материал», — отметила юрист.
Начальник юридической службы «Новой газеты» Ярослав Кожеуров, в свою очередь, отметил в выступлении, что причастность братьев Якеменко к упомянутым роликам подтверждает размещенная этой весной на сайте движения «Наши» публикация Бориса Якеменко «Пчелы против меда». «В ней он рассказал о подробностях задержания Орешкина сотрудниками ГИБДД, которые не были показаны в ролике, но, видимо, есть в полной версии записи, — предположил адвокат. — А именно, что Орешкин представился сотруднику госавтоинспекции «невинной овечкой из Института географии РАН».
По ходатайству «Новой газеты» суд в четверг допросил Дмитрия Орешкина в качестве свидетеля. Он подтвердил, что, действительно уже 35 лет является ведущим научным сотрудником Института географии РАН. Однако из-за резких высказываний в СМИ он, по просьбе руководства института, представляется как независимый политолог.
Орешкин завил, что даже не смотрел ролик и узнал о нем от знакомых. Они же поведали и о его содержании. «Это грязными руками все сделано и неизвестно, как склеено», — подытожил свидетель. При этом он уклончиво ответил на вопрос представителя истцов, давал ли он сотрудникам ГИБДД взятку. «Я действую в соответствии с правилами», — заверил Орешкин.
Для того, чтобы вынести решение, судье потребовалось около часа.
Решение не устроило ни одну сторону
В итоге, суд полностью отклонил требования лишь к Александру Подрабинеку. Остальных ответчиков он обязал опровергнуть не соответствующие действительности сведения. Что же касается компенсации морального вреда, то суд оценил ее в весьма скромную сумму, взыскав в пользу братьев Якеменко с «Новой газеты» 60 тысяч рублей, а с журналистов этого издания 20 тысяч. Неявившийся на заседание суда Виктор Шендерович отделался выплатой 10 тысяч. «Эхо Москвы» должно истцам 60 тысяч рублей.
Александр Подрабинек сказал BFM.ru, что испытывает двойственное чувство от решения суда. «Конечно, иск нужно было отклонять полностью», — считает он. Другие ответчики заявили, что обязательно обжалуют принятое решение в Мосгорсуде.
Их примеру собирается последовать и Сергей Жорин. Адвокат признался, что не доволен сумой компенсации. «Столько месяцев работы и какие-то копейки. Это слишком мало!» — заявил он корреспонденту BFM.ru.
Стоит отметить, что движение «Наши» и вовсе осталось ни с чем, обратившись с аналогичным иском к газете «Время новостей» и члену политсовета движения «Солидарность» Илье Яшину. Последний также высказал предположение о причастности «Наших» к созданию скандальных видео. 3 сентября Тверской суд Москвы отклонил поданный иск.