Глава ГУВД Москвы ощутил тяжесть погон
Генерал-лейтенант милиции Владимир Колокольцев отчитался о работе за год и рассказал, как воспринимает переименование милиции в полицию, о несанкционированных мероприятиях и об итогах расследования ДТП на Ленинском
Читать на полной версии- «Беспрецедентное» расследование
- Несогласные свидетели
- Лучше горькая правда
- Полиция и несанкционированные акции
Генерал-лейтенант милиции Владимир Колокольцев сегодня отчитался об итогах своей работы за год в должности главы столичного ГУВД. Он рассказал о том, как воспринимает идею переименования милиции в полицию, как относится к ужесточению ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях, а также поведал об итогах расследования громкого дела о ДТП на Ленинском проспекте столицы с участием автомобиля топ-менеджера ЛУКОЙЛа. И хотя вины водителя нефтяной компании в аварии не нашли, Колокольцев от себя лично посоветовал ЛУКОЙЛу оказать помощь семьям погибших в ДТП женщин «вне зависимости от виновности или невиновности».
Тема ДТП на Ленинском проспекте столицы стала одной из основных на пресс-конференции, на которую Колокольцев пришел, не надев генеральского мундира. Информация о том, что дело закрыто за смертью водителя автомобиля Citroen Ольги Александриной, просочилась в СМИ накануне.
«Я с полной ответственностью заявляю, что расследование данного уголовного дела было проведено объективно», — сразу же заявил глава столичного ГУВД. Он назвал беспрецедентным проведенное расследование, отметив, что в течение трех суток более 100 сотрудников милиции были задействованы для «отработки жилого сектора, а также дежурства на автобусных остановках с тем, чтобы найти очевидцев происшествия».
Итоги таковы. «В условиях той дорожной ситуации, мокрого асфальта и увеличения скоростного режима Citroen попытался перестроиться из правого в левый ряд», — рассказал Колокольцев. По его словам, очевидец происшествия сообщил, что машину стало заносить, вынесло на встречную полосу, где и произошло лобовое столкновение Citroen с автомобилем Merсedes. «В результате удара Citroen развернуло и вынесло на сторону, по которой он двигался», — подытожил Колокольцев.
«Я не помню дела, по которому был бы проведен такой объем следственных действий, и не помню ни одного дела, по которому материалы столь открыто были бы опубликованы в СМИ», — сказал генерал. Он сообщил, что в настоящее время итоги расследования размещены на сайте ГУВД Москвы и находятся в открытом доступе. «По этическим соображениям» сотрудники милиции не стали публиковать результаты судебно-медицинских экспертиз погибших, а также персональные данные свидетелей и их автотранспортных средств, добавил Колокольцев.
Как ранее сообщал BFM.ru, лобовое столкновение Mercedes и Citroen произошло в 8 часов утра 25 февраля у дома 30 на Ленинском проспекте, недалеко от площади Гагарина. Анатолий Барков сидел на заднем сидении, машину вел его водитель Владимир Картаев. В результате аварии управлявшая Citroen 37-летняя Ольга Александрина погибла на месте, а находившаяся с ней в машине 72-летняя свекровь — заслуженный врач России, профессор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Вера Сидельникова — была госпитализирована с тяжелыми ранениями. Она скончалась в тот же день в больнице им. Пирогова. Что же касается вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова, то его отвезли в частную клинику. У топ-менеджера оказалось сотрясение мозга, сломан нос и лодыжка.
«Беспрецедентное» расследование
Из постановления Главного следственного управления при ГУВД Москвы о прекращении этого дела следует, что именно Ольга Александрина совершила преступление, подпадающее под часть 3-й статьи 264 УК (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека). Если бы женщина осталась жива, ей за гибель собственной свекрови грозило бы до пяти лет лишения свободы, а также невозможность управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Следователи констатируют, что женщина, спешившая с родственницей на работу, превысила скорость — ее машина двигалась со скоростью 75 км/ч, тогда как скорость Mrecedes была всего 35 км/ч. Когда машину Александриной при перестройке из одного ряда в другой стало заносить, она не сбросила скорость, не остановила автомобиль, «хотя такую возможность имела». Автотехническая судебная экспертиза показала, что обе столкнувшихся иномарки были исправны.
Справедливости ради стоит заметить, что следователям пришлось потрудиться для того, чтобы опровергнуть версию о том, что в момент столкновения Mercedes двигался по резервной полосе. Были свидетели, которые утверждали, что служебный автомобиль ЛУКОЙЛа выехал на встречную полосу. Их было несколько. Но их показания следователи сочли недостоверными.
Так, один из автомобилистов утверждал, что непосредственно перед аварией Mercedes «выехал на разделительную полосу двумя передними колесами и левым задним колесом». Однако следствие не стало учитывать показания очевидца в этой части, отметив, что в момент выезда машины на разделительную полосу, мужчина «отвлекся и не видел дальнейшего движения и момента столкновения».
«Кроме того, версия свидетеля противоречит вещной обстановке на месте происшествия, в том числе обнаруженным следам и положением автомашин, зафиксированным в ходе осмотра места ДТП», — резюмировал следователь. Он указал, что из протокола осмотра места происшествия, схемы и фотографий места ДТП видно, что передние колеса автомобиля «Мерседес-Бенц S500» располагаются прямолинейно, «при этом левое переднее колесо автомобиля заблокировано, что исключает возможность маневрирования».
Некоторые свидетели говорили, что Mercedes ехал «частично по разделительной полосе, а частично — по встречной». Кто-то утверждал, что иномарка двигалась по резервной части трассы. Однако двое свидетелей впоследствии отказались от своих показаний: один признался, что, скорее всего, ошибся, другой — что в момент ДТП отвлекся на автомагнитолу. Еще одного свидетеля и вовсе уличили во лжи. Оказалось, что мужчина в нетрезвом виде написал электронное письмо на сайт президента России, чтобы насолить сотрудникам ГИБДД, с которыми у него незадолго до этого случился конфликт.
В постановлении говорится, что на видеозаписи камер наружного наблюдения «видно, что затора в данном направлении нет», а, следовательно, «оснований для выезда» Mercedes «на резервную или встречную полосу никаких не было».
Удивительно, но камер, зафиксировавших сам момент ДТП, не оказалось. Такое положение вещей следствие объясняет следующим образом: в момент аварии камеры системы «Поток» были только смонтированы, но не подключены к Ситуационному центру.
Владимир Колокольцев заверил, что никакого давления на органы следствия не оказывалось ни со стороны ЛУКОЙЛа, ни со стороны любой другой организации. Да и это трудно представить в деле, расследование которого взял под личный контроль президент России, сказал он.
Отметим, в рассказе о расследовании ДТП «главный милиционер» Москвы ни разу и не произнес названия компании ЛУКОЙЛ, используя для этого довольно обтекаемые формулировки. Завершая эту тему, Колокольцев многозначительно заметил, что если бы он был руководителем организации, чья машина попала в аварию, то оказал бы помощь семьям погибших «невзирая на виновность или невиновность, просто по-человечески».
Отчитываясь о работе за год, глава ГУВД признался, что, «конечно, не ожидал тех нагрузок, которые упали» на его плечи.
Колокольцев рассказал о каждом из своих обещаний, которые дал в СМИ, заняв должность после увольнения своего предшественника Владимира Пронина. Напомним, что тот был отстранен от должности после того, как в апреле 2009 года начальник ОВД Царицыно Денис Евсюков утроил стрельбу на юге Москвы, убив двоих и ранив еще нескольких человек.
Так, Колокольцев завил, что «решительно избавляется от всех проходимцев и негодяев» в органах внутренних дел и старается не «лакировать» результаты проделанной работы. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», — подчеркнул генерал. Он заявил, что пресекается практика увольнения «задним числом» сотрудников, совершивших преступления.
В качестве примера начальник ГУВД Москвы привел случай с сотрудником УВД юго-западного округа, который в пьяном виде сбил ответственного редактора издательства «Наука». Инцидент произошел 20 июля, а приказ об увольнении милиционера был датирован днем раньше. После проведенной проверки руководитель ГУВД вынужден был констатировать, что милиционера уволили «задним числом».
Колокольцев отметил, что уход от «палочной системы» работы позволил стражам порядка сосредоточиться на раскрытии преступлений прошлых лет, что привело к росту их раскрываемости на треть. Всего же, по данным ГУВД, с 1 сентября 2009 года по 31 июля текущего в столице было зафиксировано 179 653 преступления, в том числе 50 513 — тяжких и особо тяжких.
Сотрудники подразделений ГУВД выявили 15 791 преступление экономической направленности. Из них 9 570 — категории тяжких и особо тяжких. Зафиксировано свыше тысячи случаев взяточничества.
Почти по 13 тысячам экономических преступлений дела направлены в суды либо прекращены по реабилитирующим основаниям.
Полиция и несанкционированные акции
Владимир Колольцев также рассказал, что ГУВД принимает активное участие в обсуждении закона «О полиции». «Мы уже подготовили ряд своих суждений и отзывов на законопроект», — сообщил руководитель ГУВД.
Давать личную оценку новому названию органов внутренних дел Колокольцев не стал. «Мне неэтично комментировать слова президента», — признался генерал. Руководствоваться принципом «как вы лодку назовете, так она и поплывет» Колокольцев также не стал, в очередной раз отметив, что милиция готова выполнять приказы.
«Здесь много спорных моментов. Мы люди в погонах. Как нас назовут, так и будем работать», — сказал начальник ГУВД. При этом он добавил, что в данном случае «первично не название, а содержание». В последнем много говорится о новых условиях, в которых придется работать милиции. Используя накопленный опыт, стражам порядка предстоит «перейти к стандартам», которые сложились у зарубежных коллег, сказал Колокольцев.
К вопросу журналистов о чрезмерном применении физической силы со стороны сотрудников милиции в ходе несанкционированных мероприятий генерал, как оказалось, был готов. Он сказал, что стражи порядка стараются «минимизировать» физическое воздействие.
Однако ГУВД выступает за усиление ответственности граждан за участие в запрещенных властями мероприятиях. «Если мы требуем строго соблюдения закона от сотрудников милиции, то также строго мы должны подходить и к себе», — считает Колокольцев. Он отметил, что российские законы чрезмерно мягкие к нарушителям. Так, организаторов недавнего несанкционированного мероприятия в центре столицы оштрафовали всего на 500 рублей, сказал генерал. По всей видимости, нчальник ГУВД имел в виду митинг на Триумфальной площади в поддержку 31 статьи Конституции, закончившийся очередным разгоном. Вместе с тем, как указал глава ГУВД, европейские законодатели гораздо жестче подходят к нарушителям. Например, во Франции, если задержанный участник несанкционированной акции частично или полностью скрывал свое лицо, ему грозит до 3-х лет лишения свободы и штраф в размере до 45 тысяч евро, заметил Колокольцев.