Владельцев «блаблафонов» подвергли исследованию
Институт русского языка им. Виноградова провел первое в России исследование сленга абонентов мобильной связи. Узнав много нового, ученые-лингвисты попытались нарисовать портрет общества через мобильный словарь
Читать на полной версииВ Институте русского языка им. Виноградова (ИРЯ РАН) прошел круглый стол «Портрет общества через мобильный словарь». Темой для дискуссии послужили результаты исследования, проведенного ИРЯ РАН на рекомендательном портале «Имхонет». В процессе исследования пользователи портала давали оценку «мобильного словаря», подготовленного институтом, а также предлагали собственные варианты новояза.
Круглый стол прошел при партнерстве ИРЯ РАН, портала «Имхонет», компании «ВымпелКом» и книжного издательства «Новое литературное обозрение» (НЛО). Представители этих организаций изложили свое видение тенденций развития общества на фоне исследования «мобильного языка».
«Язык — это живой организм, так же как и общество. Поэтому, измеряя пульс языка, мы получаем представление о том, чем живет общество, — рассказал BFM.ru профессор ГУ-ВШЭ, управляющий рекомендательным сервисом «Имхонет» Александр Долгин, — И когда происходит что-то новое и интересное это находит отражение в языке».
«Мобильное слово» — первое исследование мобильного словаря в России, началось на портале «Имхонет» в мае текущего года. Его авторы поставили перед собой задачу: узнать, какие слова и выражения про разговоры по мобильному телефону люди используют чаще всего. Для этого пользователям было предложено оценить представленные лингвистами слова из лексикона владельцев мобильных телефонов, а также внести свой вклад в исследование своими вариантами. В итоге, в опросе приняли участие около 600 тысяч человек. «В ходе акции было предложено около 500 слов и выражений. Это значительно больше, чем мы сами могли предположить», — отметила лингвист, куратор исследования «Мобильное слово» Ирина Алхимова.
Первые места в ТОПе пользовательских слов заняли «звонилка», «соточка» и «блаблафон» набравшие 22,9%, 22,6% и 19,4% соответственно. Также мобильным телефонам были предложены названия «труба», «ухомор», «мобидруг», «могильник», уменьшительно-ласкательные «мобилочка», «телефоша» и многие другие.
Исследователи отметили большое разнообразие языковых новообразований. Так, многие слова были созданы с основой «сота», а также с названиями производителей телефонов и услуг. Кроме того, было отмечено заимствование интернет-сленга и использование понятий, далеких от «мобильной темы», таких как «дружба». «Все это подтверждает научный интерес этой темы, тем более что в отечественной лингвистике до сих пор она практически не исследовалась», — сообщила куратор исследования.
В номинации «Лучшее мобильное выражение» победили такие перлы, как «ухоблудить», «положить на телефон», «покормить телефон», «инвестировать во флудосферу», «замылить в аппарат» и т.п.
«Техническими новинками (или, как теперь принято говорить, гаджетами) занимаются ученые и инженеры, а вот новые виды общения — это объект изучения для лингвистов» — рассказал заместитель директора Института русского языка им. Виноградова по образовательным проектам Леонид Крысин. По его мнению, изучать новинки в языке нужно для того, «чтобы выявить механизмы новых форм коммуникации, их отличия от давно знакомых нам видов человеческого общения».
Свои мобильные устройства пользователи предпочитают называть «мобильник» (37,2%), «мобильный» (29,3%) и «сотовый» (24,2%). Также свои очки набрали «мобила», «труба», «мобилка» и т.п. Кроме того, исследование помогло выяснить, что свой стационарный телефон большинство пользователей предпочитает называть «домашним». Этот вариант набрал 67,3%. Второй по популярности ответ — «городской» с 32,9%. Варианты «обычный», «стационарный» и «нормальный» набрали гораздо меньше голосов.
Специалисты отметили, что к своим мобильным телефонам пользователи относятся с большей нежностью, чем к стационарным устройствам связи. Слова с негативной эмоциональной окраской для описания «городских» телефонов использовались чаще, чем в отношении любимых «мобильников». Последние часто получают названия по фирме-производителю, например «нокочка», «мотя» «семен семенович», «сонька эриксонович».
К интересным выводам пришел ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН, психолингвист Александр Василевич, принявший участие в изучении «мобильного словаря». Он сообщил, что «мобильный сленг» очень похож по классификации на сленг алкоголиков. В частности, Василевич сопоставил основное понятие в среде пьющих людей — «выпить», которое имеет более 70 синонимов, со словом «телефон», для которого абоненты придумали несколько десятков названий. «Может быть, мы перестаем быть пьющей нацией и превращаемся в нацию, упивающуюся коммуникацией, общающуюся», — предположил Василевич.
Что касается заимствований из интернет-лексикона, к ним относятся переосмысление термина «флудить» — владельцы «мобильников» используют его в значении болтать, или выражение «зареалить деньги», то есть заплатить за телефон.
Руководитель «Имхонета» Александр Долгин рассказал BFM.ru, что развитие интернет-языка и мобильного сленга во многом похожи. Он отрицательно относится к попыткам редактирования и регулирования высказываний пользователей. «На мой взгляд, Интернет на удивление хорошо саморегулируется. Попытка улучшить то, что и так хорошо, чревата всякими неожиданными отрицательными эффектами, которые могут превысить все благие намерения», — отметил он.
В рамках круглого стола издательство «Новое литературное обозрение» (НЛО) представило книгу итальянского философа Маурицио Феррариса «Ты где». В своем произведении автор рассматривает «мобильник» с философской точки зрения и пытается предположить, чем чревато вторжение этих устройств в повседневную жизнь.
Представители «ВымпелКома», в свою очередь, рассказали о создании и продвижении «кодекса мобильного поведения». В рамках своей социально-образовательной инициативы оператор собирается пропагандировать правила культурного общения по мобильному телефону. Ключевые тезисы программы — не использовать мобильные телефоны там, где это запрещено, и пользоваться телефоном так, чтобы это не мешало окружающим людям.