Обновлено в 23:40

Ведомство по патентам и товарным знакам США официально закрепило за Мэттью Макконахи права на восемь активов. Речь идет о коротких видео с его участием и кадрах с мимикой и жестами. К примеру, как актер стоит на крыльце, сидит под рождественской елкой, получает «Оскар», а также фраза Alright, alright, alright, родившаяся как импровизация на съемках комедии «Под кайфом и в смятении». Более того, зарегистрирована не просто реплика, а специфическая интонация, тембр и манера произношения — те самые нюансы, которые делают голос Макконахи узнаваемым.

И это не каприз знаменитости, а ответ на вызовы времени. В Голливуде продолжается дискуссия о необходимости регулирования технологий генеративного искусственного интеллекта. По словам представителей актера, он планирует внести вклад в создание юридических норм, которые со временем станут «фундаментом для регулирования этики и использования ИИ в индустрии развлечений». Комментирует медиаменеджер, основатель и СЕО коммуникационного диджитал-агентства bQ Group Дмитрий Бескромный:

Дмитрий Бескромный медиаменеджер, основатель и СЕО коммуникационного диджитал-агентства bQ Group «История с Мэттью Макконахи — в первую очередь про защиту личности в эпоху искусственного интеллекта. По сути, он зарегистрировал восемь товарных знаков на свои самые вирусные образы и фразы, причем туда включены конкретные видео- и аудиофрагменты. Это все делается, чтобы ему было проще блокировать дипфейки и коммерческое использование его голоса нейросетями, коммерческими продуктами и так далее. Эта история стара как мир, так делают многие звезды, особенно на Западе. Например, Пэрис Хилтон уже регистрировала одну из своих фраз, Чарли Шин пытался вообще закрепить сразу 22 своих крылатых выражения, и все эти заявки подаются через патентное ведомство США. Личный бренд превращается не просто в образ, а в юридически защищаемый актив, и мемы заканчиваются там, где и начинается вот эта экономика доверия к персонажу».

В русскоязычном сегменте интернета мемов с Макконахи немного, но все они довольно популярные. Например, два кадра из сериала «Настоящий детектив», где его герой Раст Коул нервно курит с напряженным лицом или где он разводит руками. А еще — кадр из «Интерстеллара», где он плачет. Мемы с этими изображениями делают до сих пор. И, вероятно, не только в России.

Команда Макконахи признает, что исход потенциального судебного спора туманен. Можно ли считать мем или ИИ-генерацию, не продающую напрямую товар, нарушением товарного знака? Пока это большой вопрос для судей. Но сам факт такой регистрации — мощный сигнал и попытка установить правила игры там, где законодательство лишь раскачивается, чтобы угнаться за прогрессом. Продолжает основатель информационного агентства «Интермедиа» Евгений Сафронов:

Евгений Сафронов основатель информационного агентства «Интермедиа» «Не существует объектов интеллектуальной собственности под названием «мемасик», но существует объект под названием «изображение». Соответственно, если регистрирую изображение, то это означает, что никто не может использовать изображение без моего разрешения. Обычная история. Другой вопрос, что раньше изображение регистрировали авторы. То есть если, например, кадр из фильма взять или, допустим, изображение, которое повторяет кадры из фильма, эти изображения, по идее, должны регистрироваться авторами фильма. Но если Макконахи зарегистрировал изображение не как лицо, изображенное на картинке, принадлежащей кому-либо другому, а именно как правообладатель, то он, конечно же, может разрешать за определенные деньги или запрещать, если ему не заплатили, использование такого произведения».

Как говорил Микки Пирсон, персонаж Макконахи в фильме Гая Ричи «Джентльмены»: «В наших джунглях закон один: если лев голоден, он ест!» Но теперь он делает это в юридических границах в цифровом пространстве.