Дональд Трамп ввел пошлины в размере 25% для стран, которые сотрудничают с Ираном
Принятая мера может привести к разрыву торговых отношений США с такими крупными экономиками, как Индия, Турция и Китай, пишут зарубежные СМИ
Читать на полной версииОбновлено в 16:19
Президент США Дональд Трамп заявил о введении пошлин в размере 25% для всех стран, которые сотрудничают с Ираном. Мера может привести к разрыву торговых отношений США с такими крупными экономиками, как Индия, Турция и Китай, пишет Bloomberg. Китай — крупнейший покупатель иранской нефти. Новые пошлины могут поставить под угрозу торговое перемирие США и Китая, заключенное год назад, добавляет Bloomberg.
Риски обострения, отмечает агентство, возникли на фоне договоренностей, достигнутых Трампом с председателем КНР Си Цзиньпином на саммите в Южной Корее, где стороны договорились о паузе в тарифной воине и доступе США к редкоземельным металлам.
Сам Китай сейчас контролирует значительную часть мирового производства редкоземельных элементов, критически важных для высокотехнологичной и военной продукции. Ему будет чем ответить американцам, считает директор Института стран Азии и Африки МГУ востоковед Алексей Маслов:
Ранее США рекомендовали своим гражданам покинуть территорию Ирана и выезжать через Армению и Турцию. Пока в Белом доме заявили, что в отношениях с Ираном для Трампа предпочтительным вариантом остается дипломатия. И подтвердили, что иранская сторона связывалась со спецпредставителем Трампа Стивом Уиткоффом.
Президент США ранее заявлял, что Тегеран жестко подавляет протесты, убивает демонстрантов и правит с помощью насилия. Как передает Reuters, Дональд Трамп контактирует с иранской оппозицией. Это подтвердил сын последнего шаха Ирана Реза Пехлеви в интервью CBS News. Он заявил, что Трамп должен принять меры в отношении властей республики на фоне массовых протестов в стране и их жесткого подавления. Сам Пехлеви считает себя лидером переходного периода и заявляет, что готов вернуться в страну спустя 50 лет изгнания. Пехлеви заявил, что провел переговоры с американской администрацией, но подробностей не привел. Говорит политолог, эксперт Центра ближневосточных исследований Фархад Ибрагимов:
Фархад Ибрагимов политолог, эксперт Центра ближневосточных исследований «Трамп, помимо прочего, поднимает ставки, торгуется сейчас с Ираном, насколько Иран будет более договороспособным, ведь на протяжении очень долгого времени Иран не шел на контакт с Америкой, потому что они видели в Трампе не только угрозу своим национальным интересам, но и непоследовательность, которую декларирует Трамп. В целом Иран зафиксировал линии связи с Уиткоффом, что говорит о том, что Тегеран готов пойти на переговоры для того, чтобы не дать этой текущей ситуации перерасти в полномасштабную войну, потому что все указывает на то, что Трамп хочет решить иранский вопрос силовым методом, но это с одной стороны. А с другой стороны, есть ощущение, что никакой войны и близко не будет и Трамп пугает иранцев, о чем сказал накануне секретарь Высшего совета нацбезопасности Ирана Али Лариджани. В любом случае Трамп пытается таким образом ударить по всем зайцам сразу: он пытается и в Западном полушарии решить текущие проблемы, и вокруг Венесуэлы, и сейчас он берется за Гренландию. С другой стороны, Ближний Восток, но тут надо понимать, что одновременно заниматься такими ключевыми проблемами будет гораздо сложнее, чем поодиночке, несмотря на то, что Трамп кичится тем, что Америка является чуть ли не супердержавой номер один. Даже у супердержавы номер один может не хватить рук. Как говорят, в одной руке двух арбузов не утащишь в лице той же Гренландии, Мексики, Кубы, Венесуэлы, и еще вдобавок Иран, который, на минуточку, 90 миллионов человек, полтора миллиона квадратных километров. Так что в любом случае, если Трамп действительно поднимает ставки и готов пойти ва-банк, скажем так, и нивелирует значение Ирана в регионе, то, вне всякого сомнения, это удар по китайским экономическим интересам на Ближнем Востоке».
Комментирует иранский международный журналист Хаял Муаззин:
Хаял Муаззин иранский международный журналист «Фигура Резы Пехлеви, находящегося в изгнании более четырех десятилетий, не имеет ни юридической, ни моральной легитимности внутри страны, и его заявления о переходной власти и попытка позиционировать себя в роли спасителя Ирана представляет собой политическую партию, рассчитана исключительно на западную аудиторию и иранскую диаспору. Призыв вмешаться иностранным государствам, включая Соединенные Штаты, напрямую противоречит принципам национального суверенитета и независимости, за которые Иран заплатил высокую цену после Исламской революции. Подобное высказывание и попытка возродить династические идеи правления воспринимается абсолютным большинством иранцев как предательство, и народ Ирана хорошо понимает, каким образом шахский режим был связан с внешними интересами, и какие методы репрессий они использовали против собственного населения. То, что он пишет, делает заявление, призывает людей выходить на улицу, и здесь возникает только один вопрос: в Иране весь интернет отключен, с кем разговаривает, кого он призывает на улицы, у иранцев нету доступа к интернету».
Протесты в Иране начались в конце декабря, их спровоцировали резкий рост цен и ослабление нацвалюты. За последние пять дней в ходе протестов погибли более 500 человек, сообщил источник РИА Новости в силах безопасности республики.