Обновлено 11 января в 12:20

Британия обсуждает с европейскими союзниками, в числе которых Франция и Германия, размещение сил НАТО в Гренландии, в том числе военнослужащих, кораблей и самолетов на острове. Это сообщила британская Sunday Telegraph. Цель миссии НАТО — защитить Гренландию от России и Китая и убедить Трампа отказаться от аннексии острова. Президент США утверждал, что сейчас остров окружен «российскими и китайскими кораблями». И как говорят источники издания, премьер Британии Кир Стармер «чрезвычайно серьезно» воспринял эту угрозу и согласился с необходимостью принять меры.

Если Трамп отклонит предложение о развертывании войск НАТО в Гренландии,
Евросоюз предложит план по введению санкций в отношении американских технологических гигантов Google, X, Microsoft и Meta (признана в России экстремистской и запрещена).

Комментирует политолог Георгий Бовт:

Георгий Бовт политолог, журналист «Британская пресса обладает как хорошим инсайдом, так и богатой фантазией. Журналисты отличаются ещё и тем, что они любят и умеют выстраивать разные сценарии, которые конструируют виртуальную реальность. Не то что возбраняется строить подобные сценарии и производить игру ума, но стоит относиться критически к этим изысканиям и не стоит спешить подхватывать всякие рассуждения по поводу того, что завтра начнётся война между Европой и Америкой из-за Гренландии, или что НАТО развалится из-за этого и все забудут Украину, и уже пишут британские таблоиды, что Европа готовит санкции против Microsoft, Google и так далее, и тому подобное, будет как-то ограничивать их деятельность. Ничего этого не будет. То, что мы понимаем под ограничениями, на самом деле немыслимо в условиях европейской рыночной экономики. Поэтому все эти фантазии, конечно, забавляют, но ничего этого не будет. И в конце концов, дискуссии вокруг той же Гренландии, надо помнить, — это всегда дискуссии между союзниками, и они союзниками останутся».

А британский таблоид Daily Mail написал, что «Трамп поручил командующим спецназом разработать план вторжения в Гренландию». «По сведениям источников, «ястребы» из ближайшего окружения президента настолько окрылены успешной операцией по захвату венесуэльского лидера, что теперь настаивают на быстром захвате Гренландии — пока остров не перехватили Россия или Китай.

Ранее лидеры пяти гренландских партий выступили с совместным заявлением и призвали Вашингтон прекратить «пренебрежительное отношение» к острову. При этом, как отмечает Financial Times, европейцы не способны защитить Гренландию от посягательств США. У стран ЕС нет стратегии по противодействию планам Трампа по захвату острова, отмечает издание.

На крупнейшем в мире острове площадью свыше 2 млн квадратных километров проживают всего 58 тысяч человек. Но там есть целых пять политических партий. В совместном заявлении их лидеров говорится: «Мы не хотим быть американцами, мы не хотим быть датчанами, мы хотим быть гренландцами». Формально Гренландия является частью королевства Дания, но так было не всегда. И многие жители острова хотят повторить путь Исландии, которая тоже когда-то принадлежала Дании, а теперь это независимое государство. Гренландцы против того, чтобы остров стал новым американским штатом, но и оставаться в составе Дании тоже не хотят. Продолжает журналист-международник в Копенгагене Надежда Кнудсен:

Надежда Кнудсен журналист-международник в Копенгагене «Им не надо ни золота, ни рубинов, им нужна чистая культура, им нужен свой национальный язык и все остальное. Им нужно развиваться, как они развивались при дедушках. Вот они сейчас боролись за то, чтобы в школах поменьше дети ходили читать и писать, тем более что их датскому там обучают. У них же датское гражданство, у всех граждан Гренландии датские паспорта. Так вот, все высшие должности в основном занимают датчане. И в здравоохранении, фирмах и так далее. И вот против этого боролись гренландцы втихаря, но они не могут, потому что это большие деньги. Что им сказал в свое время Дональд Трамп? Он сказал очень просто: «Я всю молодежь из школ заберу к себе в лучшие университеты, у вас будет элита, и я сделаю там Силиконовую долину». Он смотрит на этот остров не только как добывать золото, платину и все остальное, но смотрит на то, чтобы добывать именно знания, потому что там хорошее место для всех вот этих айтишных вещей, искусственный интеллект — он все будет там развивать».

На самом деле это далеко не первая попытка Штатов присоединить Гренландию, которая, кстати, географически является частью североамериканского материка. И расположена ближе к США, чем к Европе. Еще в середине XIX века американская администрация изучала возможность покупки Гренландии, но оппозиция в конгрессе отклонила этот проект. Уже в XX веке, когда Данию оккупировала гитлеровская Германия, Штаты установили контроль над Гренландией. Одной из целей было обеспечение безопасности морских конвоев в Северной Атлантике. На острове появились американские метео- и радиостанции, радары, аэродромы и другие военные объекты. После окончания Второй мировой войны Дания добилась восстановления суверенитета над Гренландией, но США удалось сохранить там ключевые военные объекты. В 1946-м США опять хотят купить остров, но Дания отклоняет это предложение.

Дональд Трамп вернулся к идее покупки Гренландии еще в 2019 году во время своего первого президентского срока. В конце 2024-го после новой победы на выборах он повторил это предложение. О том, почему Трампа так сильно волнует вопрос принадлежности Гренландии, говорит профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:

Андрей Коробков профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук «Если посмотреть на глобус, не на карту, то видно, что Гренландия лежит на пути потенциальных пусков ракет из России, особенно с Кольского полуострова в Соединенные Штаты, и наоборот — из США в Россию. Поэтому контроль над территорией Гренландии и размещение там, скажем, ракет и перехватчиков очень серьезно изменили бы всю геостратегическую ситуацию в мире. Но, помимо этого, очень большие тут есть соображения, касающиеся экономики. Это контроль морских путей, и контроль шельфа, и, естественно, контроль ресурсов, которые есть в Гренландии и которые считаются очень значительными. И, естественно, маленькая Дания имеет очень маленькую экономическую мощность для того, чтобы осваивать ресурсы вот этой колоссальной территории».

О том, что Гренландия будет американской, Трамп заявил после успешного похищения американскими военными президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Для Дании и других стран ЕС это стало настоящим шоком, пишет The New York Times со ссылкой на источники. «Европейские лидеры в шоке, ужасе и панике», — говорится в статье.

Что касается самого Трампа, то он недавно в своем стиле высказался о статусе Гренландии: «Я люблю Данию, они были очень любезны со мной, я большой ее поклонник. Но тот факт, что у них там высадилась лодка 500 лет назад, не означает, что они владеют этой землей». «Множество наших лодок тоже там были», — добавил американский президент.